10 апреля в ДИ «Нефтяник» открылся второй Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка».
Форум проходит в рамках Национальной социальной инициативы, старт которой в 2020 году дал Президент России Владимир Путин. Организаторами выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ), Правительство ХМАО – Югры при поддержке Министерства просвещения России. Партнер – Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Генеральный информационный партнер – ТАСС.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в своём видеообращении к участникам форума отметил актуальность и необходимость инклюзивной школы в современном обществе, а также поблагодарил Югру за высокий уровень организации мероприятия:
«Сегодня более половины школьников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обучаются инклюзивно. Мы делаем всё, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями высокое качество образования, необходимое сопровождение и помощь. Сообща мы сможем добиться высоких результатов на этом важном пути. Отдельно хочу поблагодарить Агентство стратегических инициатив и Ханты-Мансийский автономный округ за организацию форума. Он проходит на высоком уровне».
На форум заявлено более 1000 очных участников со всей страны, включая учителей школ, представителей СОНКО, вузов, федеральных и региональных органов власти, социально ответственного бизнеса, а также семей с особенными детьми. Впервые за историю форума участниками являются сами дети.
«Особенно то, что наряду с ведущими российскими специалистами в области образования, социальной защиты, спорта, здравоохранения, представителями органов власти, экспертами выступают дети и их родители. Таким образом мы создаём условия для формирования культуры сотрудничества. Благодарю за доверие в проведении форума в нашем регионе. Мы готовы делиться своим опытом и адаптировать лучшие федеральные и региональные практики в области развития человеческого капитала и создания равных условий для каждого гражданина России», – подчеркнула Губернатор Югры Наталья Комарова.
Первый форум прошел в Грозном в прошлом году. В нём приняли участие более 1,2 тысяч человек, к онлайн-трансляция подключились около 600 тысяч человек.
Центральная тема форума этого года – транзитное планирование. Эксперты обсуждают вопросы непрерывности и максимальной связности факторов благополучия человека в инклюзивном обществе и государстве: от медицинского сопровождения и образования, реабилитации, до программ социализации, адаптации и обучения.
«В прошлом году мы увидели огромный запрос на формирование инклюзивных школ от родителей, учителей, некоммерческих организаций, директоров школ. Мы зафиксировали, как много у регионов есть уже работающих накопленных практик, которые позволяют создавать дружелюбные образовательные пространства и эффективные программы. Поэтому крайне важно объединять возможности государства, некоммерческих организаций, фондов, университетов, школ, родительских сообществ и, безусловно, самих детей, и вместе вырабатывать ключевые подходы к созданию инклюзивной среды», – сказала заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Анна Сухова.
В рамках форума первого дня состоялось пленарное заседание «Транзитное планирование. От нозоцентричности к особым потребностям». Эксперты обсудили вопросы, связанные с созданием карты каждого домена благополучия для каждого возрастного этапа в виде конкретных действий, функций, компетенций, которые должны присутствовать в жизни ребёнка.
На круглом столе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка озвучили широкий спектр вопросов, связанных с организацией в образовательных учреждениях качественного питания и своевременной медицинской помощи, в том числе для детей с инвалидностью и ОВЗ.
«Когда мы говорим про инклюзивное общество, мы имеем в виду общество, равное для всех. Мы должны создавать условия для того, чтобы люди с разными социальным статусами, с разными возможностями по здоровью могли получать всё необходимое. Могли получать дошкольное, школьное, профессиональное или высшее образования. Для этого собрались с родительским сообществом и педагогами. Институт Уполномоченного по правам ребёнка активно включается в этот процесс и наша задача – бесшовная система помощи семьям, имеющих детей с инвалидностью. В настоящий момент Уполномоченным во всех регионах поставлена задача о проведении мониторинга питания, качества предоставления медицинских услуг в школах», – обозначила Уполномоченная при Президенте РФ по правам ребёнка Мария Львова-Белова.
О значимости такой бесшовной системы сказал и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодёжной политике Михаил Киселёв. Он выделил приоритетные направления, которые, по его мнению, смогут качественно интегрировать детей с ограниченными возможностями в современные реалии жизни, отметив при этом, что Югра – бесспорный лидер, смело идущий вперёд в этом направлении.
«Такой трек, как транзит, означает бесшовный переход от детского сада, школы в социально-экономическую жизнь. Когда дети с инвалидностью могут стать полноценными взрослыми, создать семью, трудоустроиться. Если мы говорим про будущее, то в детских садах нам нужны качественные кадры – дефектологи, психологи. Нужны образовательные блоки для подготовки педагогов, которые смогут работать в инклюзивных школах. Не менее важный момент – инфраструктура. Это капитальный ремонт коррекционных школ, закупка автобусов со специальным оборудованием. И, конечно же, трудоустройство. В этом смысле Югре однозначно имеет смысл поделиться опытом создания инклюзивных мастерских. Посетив разные площадки на форуме, можно напитаться этими знаниями и привезти хорошую инклюзивную практику к себе в регион. Надеюсь, что власть, бизнес, общество соединятся вместе и такая синергия даст хорошее инклюзивное пространство».
10 лет назад в рамках системы непрерывного межведомственного взаимодействия, предложенной основателем центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Игорем Шпицбергом, между Югрой и организацией сложился крепкий союз. Глава региона Наталья Комарова поддержала инициативу, опираясь на запросы родительской общественности. В результате в 2017 году Югра впервые в Российской Федерации создала концепцию непрерывного межведомственного сопровождения детей и взрослых, имеющих расстройство аутистического спектра и другие нарушения в ментальной сфере. В дальнейшем программа получила развитие в ряде других регионов. В 2022 году принято решение о переводе проекта на федеральный уровень. Сейчас программа «Сопровождение через всю жизнь» реализуется аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка при поддержке Администрации Президента РФ. Для реализации программы выбрано 6 пилотных регионов, один из которых – Югра, как первый субъект, запустивший систему.
«В Югре действительно уникальная ситуация, когда невероятно целостно выглядит вся система, объединенная общим интересом людей. Наш центр существует уже 35 лет. Мы прошли долгий путь вместе с подопечными. Росли вместе с ними, помогали им адаптироваться, искали нужных специалистов и подходящие места обучения. Сейчас при поддержке первых лиц государства появляются новые законы, позволяющие людям с инвалидностью жить полноценно. В конце 2023 года принят закон о комплексной реабилитации и абилитации, который как раз охватывает все периоды жизни человека с любой формой инвалидности. В его основу зашли те положения, которые когда-то были разработаны в Югре в рамках концепции системы непрерывного жизненного сопровождения», – поделился воспоминаниями Игорь Шпицберг.
Для Сургута инклюзия – далеко не новое направление. Так, на территории города в 77 образовательных учреждениях предоставлена возможность получения инклюзивного образования, а ориентиры направлены преимущественно на запросы детей и родителей. Средняя школа № 9 выступает одной из ключевых площадок проведения форума. Именно там создана благополучная инклюзивная среда, которая может служить примером успешной реализации доступности и качества получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
«Сегодня каждая образовательная организация имеет возможность при обращении родителей организовать обучение для детей с ограниченными возможностями. И поэтому во всех 77 образовательных организациях Сургута предоставлена возможность получения инклюзивного образования как в общей группе, так и в отдельных классах. На площадках форума мы будем предлагать регионам практики открытия специализированных групп для детей с пищевыми аллергиями. Это потребовало создания особых условий. Уже 2 дошкольных учреждения включились в работу. Также в числе первых в Югре на базе 18-й школы более 10 лет назад начало развиваться дистанционное обучение для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Среди этих ребят сегодня есть успешные юристы, экономисты, программисты. 9 школа, которая сегодня является одной из площадок форума, демонстрирует создание инклюзивной среды – от подъезда к образовательной организации до передвижения по ней маломобильных групп. Для нас приоритетная задача – обеспечение таких условий в каждом образовательном учреждении», – прокомментировала заместитель Главы города Сургута Анна Томазова.
Помимо деловой программы на форуме состоится выставка инклюзивных проектов и показ мод. Организаторы представят лучшие инклюзивные проекты и идеи форума «Сильные идеи для нового времени», победителей конкурса растущих российских брендов «Знай наших». Пройдет кинопоказ инклюзивного кино, состоятся товарищеские матчи следж-хоккея и первая тренировка клуба адаптивного хоккея для незрячих.
Кроме того, в Сургуте представят результаты исследований и работы экспертного сообщества, полученные по итогам I Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка».
В рамках культурной программы форума для всех желающих с 11 по 14 апреля в ТЦ «Сити-молл» c 10:00 до 20:00 работает инклюзивный маркет «БЫТЬ РАЗНЫМ».
На маркете можно приобрести разнообразные товары как для людей с особыми потребностями, так и сделанные их руками. Участники маркета: Pure Sense, Инклюзивные игрушки TimArt Toys, Студия «Нескучающие ручки», Центр «Дети дождя», Инклюзивные мастерские Счастья.