С 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ). Положения данного Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с нормами КАС РФ рассматриваются дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Помимо требований, направленных к «властным» субъектам, в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматриваются дела, связанные с такими требованиями к физическим лицам и организациям, как приостановление деятельности или ликвидация политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете их деятельности, прекращение деятельности средств массовой информации, административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций, о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации в специальное учреждение, административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, о госпитализации граждан в медицинскую организацию в недобровольном порядке.
В связи с принятием нового кодекса, утратили силу подраздел 3 раздела 2 и глава 22.1 ГПК РФ, регулировавшие производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, и производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
С введением КАС РФ изменился порядок ведения протокола, предусмотрена аудио запись судебного заседания. Председательствующий в судебном заседании имеет более широкие полномочия, чем предусмотренные нормами ГПК РФ, в том числе в применении мер процессуального принуждения, может ограничить время выступления участников судебного разбирательства или лишить их слова при нарушении правил выступления, устраняет из судебного разбирательства то, что не имеет отношения к рассматриваемому административному делу, создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела.
Граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей, если КАС РФ не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе.
Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
Как и прежде в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с исковым заявлением в суд вправе обратиться прокурор.
Однако законодатель существенно ограничил полномочия прокурора в случае направления административного искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина - заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Следует напомнить, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
То есть в случае обращения к прокурору гражданина, способного самостоятельно обратиться в суд, с заявлением, подлежащим рассмотрению судом в порядке административного судопроизводства (например: обжалование действий или решения органа местного самоуправления), независимо от сферы правоотношений (трудовой, социальный или иной спор), прокурор лишен полномочий обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов такого гражданин.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Кроме обращения в суд с административным заявлением, нормами КАС РФ закреплены полномочия прокурора: вступать в судебный процесс и давать заключение, а также вносить апелляционные представления на решения судов первой инстанции, кассационные представления на вступившие в законную силу решения суда, если он участвовал в рассмотрении административного дела (или имел право на такое участие).
Кодексом предусмотрены категории административных дел, по которым прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение, к ним относятся дела: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение; об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора; о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в медицинскую противотуберкулезную организацию.
Подводя итог, КАС РФ во многом дублирует положения гражданского процессуального кодекса РФ, однако имеет свою специфику: ограничивает полномочия прокурора, устанавливает новые требования к представителям, и вместе с тем, предоставляет суду более активную роль в рассмотрении административных дел.
Составил: старший помощник прокурора города Сургута Качанова А.В.