Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Муниципальный лесной контроль

Руководство по соблюдению обязательных требований

05 Июля 2023

 

Рекомендации по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального лесного контроля

 

Настоящее руководство разработано в соответствии с подпунктом 5 пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях оказания гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим лесные участки, информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, контроль за соблюдением которых осуществляет орган местного самоуправления при осуществлении муниципального лесного контроля на территории муниципального образования городской округ Сургут.

Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), а также исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.

Объектами муниципального лесного контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, природные, природно-антропогенные объекты и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

Муниципальный лесной контроль осуществляется в виде проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактические мероприятия проводятся контрольным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и направлены на устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также являются приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

При осуществлении муниципального лесного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) консультирование;

3) объявление предостережения;

4) профилактический визит.

В рамках осуществления муниципального лесного контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) инспекционный визит;

2) документарная проверка;

3) выездная проверка;

4) рейдовый осмотр.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

2) выездное обследование.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении муниципального лесного контроля не проводятся.

Лесохозяйственные мероприятия и пользование городскими лесами должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.

Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов; рациональное использование земель городских лесов; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта; сохранение биологического разнообразия.

При осуществлении своей деятельности граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны соблюдать обязательные требования лесного законодательства.

 

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального лесного контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 17.12.1997 №149-ФЗ «О семеноводстве»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 №2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 №417 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 №434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 №487 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.07.2020 №494 «Об утверждении правил заготовки пищевых ресурсов и сбора лекарственных растений»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.07.2020 №496 «Об утверждении Правил заготовки недревесных лесных ресурсов»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.07.2020 №497 «Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 №514 «Об утверждении Порядка производства семян отдельных категорий лесных растений»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 №534 «Об утверждении Правил ухода за лесами»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 №535 «Об утверждении Порядка заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2020 №564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2020 №565 «Об утверждении Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 №908 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.10.2021 №737 «Об утверждении Правил создания лесных питомников и их эксплуатации»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2021 №978 "Об утверждении Правил лесоразведения, формы, состава, порядка согласования проекта лесоразведения, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесоразведения»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 №23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки»;

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2021 №1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления»;

- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10.01.2012 №2 «Об утверждении Порядка реализации и транспортировки партий семян лесных растений»;

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2006 №148-оз «О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 

В целях соблюдения обязательных требований лесного законодательства на территории города Нижневартовска юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо принимать меры по:

- соблюдению порядка, исключающего самовольное занятие лесных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

- соблюдению порядка переуступки права пользования землей;

- предоставлению достоверных сведений о состоянии городских лесов;

- своевременному выполнению обязанностей по приведению городских лесов в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- использованию лесных участков по целевому назначению;

- своевременному и качественному выполнению обязательных мероприятий по улучшению городских лесов и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние городских лесов и вызывающих их деградацию;

- предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи городских лесов в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- предотвращению незаконной рубки деревьев;

- соблюдению Правил санитарной безопасности в лесах;

- соблюдению Правил ухода за лесами;

- соблюдению Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

- соблюдению Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр;

- соблюдению Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

- соблюдению Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;

- соблюдению Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

- соблюдению Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

- соблюдению Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры;

- соблюдению Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

- соблюдению Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

- соблюдению Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки;

- соблюдению Порядка производства семян отдельных категорий лесных растений, заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений;

- соблюдению ограничений пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ при введении особого противопожарного режима на территории города;

- исполнению предписаний по вопросам соблюдения лесного законодательства и устранения нарушений в области лесных отношений, вынесенных должностными лицами, осуществляющими муниципальный лесной контроль.

Необходимо знать, что за допущенное нарушение лесного законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в зависимости от квалификации и вида нарушения.

Так Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по следующим статьям:

- Статья 7.9. «Самовольное занятие лесных участков»

Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

- Статья 8.24. «Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования»

Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков;

- Статья 8.25. «Нарушение правил использования лесов»

ч.1. Нарушение правил заготовки древесины;

ч.2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений;

ч.3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

- Статья 8.26. «Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов»

ч.1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных;

ч.2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов;

ч.3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено;

- Статья 8.27. «Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению»;

- Статья 8.28. «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»

ч.1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;

ч.2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

ч.3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;

- Статья 8.29. «Уничтожение мест обитания животных»

Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;

- Статья 8.30. «Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ»;

- Статья 8.30.1. «Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры»;

- Статья 8.31. «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»

ч.1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах;

ч.2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса;

ч.3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе.

В случае выявления нарушений обязательных требований лесного законодательства, административная ответственность за которые предусмотрена вышеперечисленными статьями, должностными лицами управления муниципального контроля, соответствующие сведения направляются в уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие государственный лесной надзор (Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) для возбуждения дела об административном производстве и привлечения к административной ответственности.

- Статья 19.4.1. «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля»;

- Статья 19.5. ч. 1 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства»;

- Статья 19.7. «Непредставление сведений (информации)».

Так же статьей 44.1. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 №102-оз «Об административных правонарушениях» за нарушение установленных органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ограничений пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ предусмотрена административная ответственность.

За незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, а также уничтожение или повреждение лесных насаждений статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

 

 

Полезные ссылки

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

8 (3462) 522-005, 522-323

business@admsurgut.ru

Инвестиционный портал Сургута

Инвестиционный портал Югры