В настоящее время достаточно часто стали поступать обращения потребителей туристских услуг в связи с прекращением деятельности (банкротством) туроператором. Оказавшись в сложной ситуации туристы, как правило, не знают алгоритма своих дальнейших действий по возмещению понесенных убытков.
Основными нормативно-правовыми документами регулирующими деятельность туроператора являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ (далее – ФЗ № 132-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452 «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» (далее – Правила № 452), Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2016 № 779 «Правила возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее – Правила № 779).
Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть членами объединения туроператоров (единый федеральный реестр туроператоров) в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с ФЗ № 132- ФЗ, и иметь фонд персональной ответственности туроператора. Информация о членстве туроператора размещается на сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм).
В случае прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта турист имеет право на возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, и выплату денежных средств, причитающихся ему. Такое право появляется у туриста в случае публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности либо, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность, при принятии решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров.
Порядок и условия возмещения реального ущерба туристам из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма определены в Правилах №779.
В случае банкротства туроператора возместить убытки турист может несколькими способами: заявив требования туроператору при начале процедуры банкротства либо обратившись в объединение туроператоров или в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору.
В первом случае туристу необходимо обратиться к туроператору с письменной претензией в течение 20 дней с даты окончания действия договора реализации туристского продукта, которая в свою очередь подлежит рассмотрению вышеуказанным в течение 10 дней с даты получения претензии.
В данном случае турист может передать претензию со своими требованиями уполномоченному представителю туроператора (турагента) лично, получив от него отметку о получении (Ф.И.О. сотрудника, дата, подпись, печать), либо направить ее на юридический адрес туроператора по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Также туристу необходимо внимательно ознакомиться с договором реализации туристского продукта, в нем содержится информация о страховщике или гаранте – организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию (ч. 2, 6, 7 ст. 17.1, ч. 3 ст. 17.4ФЗ № 132-ФЗ).
Если финансовое обеспечение предоставлено туроператору несколькими организациями, потребитель может предъявить требование к любой из них по своему выбору (п. 4 Правил, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 167 (далее – Правила № 167).
В соответствии с ч. 2 ст. 17.5 ФЗ № 132-ФЗ в письменном требовании о денежной выплате туристу необходимо указать:
1) Ф.И.О. туриста, заключившего договор, а также его контактные данные (почтовый и электронный адреса, телефон);
2) дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;
3) номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, а также даты начала и окончания тура;
4) наименования туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности;
5) информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков по данным услугам;
6) размер реального ущерба, причиненного туристу;
7) реквизиты документа, подтверждающие отказ туроператора добровольно возместить туристу причиненный реальный ущерб, и (или) номер и дату вступившего в силу судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба - если требование предъявляется по банковской гарантии;
8) банковские реквизиты для перечисления средств возмещения.
К требованию туристу необходимо приложить следующие документы (ч. 3 ст. 17.5 ФЗ № 132-ФЗ):
1) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста;
2) копию договора о реализации туристского продукта, если договор оформлялся на бумажном носителе, или договор, оформленный в форме электронного документа;
3) документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 календарных дней после дня получения от туриста вышеуказанного требования и необходимых документов (ч. 8 ст. 17.5 ФЗ № 132-ФЗ).
Если требование туриста не удовлетворено или удовлетворено частично, при наличии у туроператора нескольких страховщиков или гарантов он вправе обратиться к другому из них в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной (п. 4 Правил № 167).
Получение денежной выплаты не лишает туриста права требовать от туроператора выплаты штрафов, пеней, возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 5 ст. 17.4 ФЗ № 132-ФЗ; ст. ст. 15, 151, 1099 - 1101 ГК РФ; абз. 1 п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона № 2300-1).
В этом случае потребитель может воспользоваться правом, закрепленным в ст.11 ГК РФ и ст. 17 Закона № 2300-1 и обратиться с исковым заявлением в суд.
В соответствии со ст. 17 Закона № 2300-1 потребитель имеет право обратиться по своему выбору с иском в суд:
- по месту нахождения организации (организатора мероприятия);
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
Потребитель законодательно освобожден от уплаты государственной пошлины.
Кроме этого, на основании положений пункта 6 статьи 13 Закона № 2300-1 за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, установленных законом, суд полномочен взыскать с ответчика штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Материал подготовлен по информации
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»
Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей
Администрации города Сургута