С 1 декабря 2018 года Роспотребнадзор и Росалкогольрегулирование могут проводить у компаний и ИП контрольные закупки.
О закупке предупреждать не будут, документы перед ее началом не предъявят.
В чем суть новых проверок, как их будут оформлять и на что обратить внимание при обжаловании.
Что изменилось
Раньше контрольные закупки могли провести только налоговые органы на основании Закона о применении контрольно-кассовой техники. В ходе таких закупок проверяют, использует ли компания или ИП при расчетах кассовый аппарат и правильно ли оформляет кассовые чеки или БСО.
С 1 декабря 2018 года контрольную закупку могут проводить сотрудники:
- Роспотребнадзора при проверкахв сфере защиты прав потребителей и при санитарно-эпидемиологическом надзоре;
- Росалкогольрегулирования и региональных органов контроля за алкогольным рынком.
Именно с этой даты вступили в силу правительственные правила, которые регламентируют проведение контрольных закупок названными органами.
Сотрудники полиции и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, как и раньше, могут провести проверочную закупку (в обиходе часто также называют «контрольной»). Ее цель - борьба с преступностью.
Кто столкнется с новыми проверками
Новые проверки коснутся компаний и ИП, которые занимаются розничной торговлей, оказанием услуг потребителям и выполнением для них работ.
Основания для проведения контрольной закупки те же, что для внеплановых выездных проверок. Отличие в том, что о закупке предварительно не известят, а документы проверяющие предъявят только после окончания закупки. Важный нюанс: к закупке можно прибегнуть только в тех случаях, когда нельзя оценить соблюдение требований законодательства иным способом.
Контрольную закупку проведут так, как если бы товары, работы и услуги приобретал потребитель, в том числе дистанционно (например, через интернет).
Полагаем, закупку могут провести, например, для проверки фактов:
- обмеривания, обвешивания или обсчета потребителей;
- навязывания дополнительных услуг;
- несоблюдения ограничений на продажу табачной и алкогольной продукции.
Как оформят закупку
Проверяющие должны записывать закупку на видео либо привлекать к ее проведению двух свидетелей.
После покупки товара, работы или услуги проверяющий должен:
- объявить, что это была контрольная закупка;
- показатьприказ о ее проведении и служебное удостоверение;
- передать копию этого приказа.
Результаты проверки оформят актом, в котором предложат расписаться. Уклоняться не имеет смысла, контролер просто сделает отметку об отказе.
Претензии по поводу действий проверяющих или содержания акта рекомендуем указать непосредственно в нем либо изложить отдельно. Во втором случае рядом со своей подписью напишите «замечания на _ листах прилагаются», указав вместо прочерка количество листов.
Как оформят дистанционную закупку
Если закупка была дистанционной, в акте должны указать способ ее проведения (например, закупка проходила через интернет).
О состоявшейся закупке объявят, направив копию приказа о ее проведении и акт. Срок - не позже следующего рабочего дня после даты проведения контрольной закупки.
Возвращать ли деньги контролерам и ждать ли товар обратно
Внесенные контролером деньги нужно вернуть сразу же после закупки.
Деньги можно оставить себе, если:
- товары приобретались для дальнейшего исследования;
- продукция испортилась;
- компания понесла расходы на выполнение работ или услуг, приобретенных контролером.
Госорган должен вернуть товары, кроме тех, которые испортились, приобретены для исследований, изъяты или арестованы. Если возможно, то результаты работ и услуг тоже возвратят.
Материал подготовлен по информации
справочно-правовой системы Консультант +
Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей
Администрации города Сургута