В 2017/18 учебном году школьные службы медиации (примирения) созданы во всех 37 (100%) общеобразовательных организациях. Школьные службы медиации (примирения) осуществляют деятельность на основании следующих документов:
– положение о школьной службе медиации (примирения);
– план работы на учебный год.
В 2017/18 учебном году зарегистрировано 122 случая, поступившие в школьные службы медиации (примирения), что в 2,3 раза больше по сравнению с 2016/17 учебным годом. По 3 конфликтным ситуациям информация получена из территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Сургута. По всем конфликтным ситуациям проведены примирительные процедуры, 117 (96%) случаев завершены примирением сторон, по 4 ведется работа в новом учебном году. Основная тематика обращений: межличностные конфликты в диаде «ученик-ученик» (оскорбления, буллинг (травля), порча личного имущества).
Школьными службами медиации (примирения) проводятся программы восстановительной медиации («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда»), внедряется в деятельность программа «круг сообщества» в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях, разработанными Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, направленными в субъекты федерации Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 18.12.2015 № 07-4317), методическими рекомендациями по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ от 26.12.2017 № 07-7657).
Деятельность школьных служб медиации (примирения) в 2017/18 учебном году обеспечивали 94 медиатора-взрослых, имеющих подготовку в области применения восстановительных технологий в работе с подростками.
В 2 раза (с 10 до 21) увеличилось количество общеобразовательных организаций, включивших в состав служб обучающихся. Всего в деятельности школьных служб медиации (примирения) занято 73 несовершеннолетних, подготовленных по программе «Юный медиатор», а также по программе «Медиация ровесников» на базе БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
Методическое обеспечение деятельности школьных служб медиации (примирения) осуществляется специалистами МКУ «Центр диагностики и консультирования». В 2017/18 учебном году организованы мероприятия в рамках реализации приоритетного муниципального проекта «Особым детям – особая забота». Для руководителей служб медиации подготовлены и проведены групповые консультации по темам:
– «Технология проведения программы «Школьная восстановительная конференция»;
– «Технология проведения программы «Круг сообщества».
Специалистами службы медиации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 4 представлен успешный опыт применения технологии «Круг сообщества» в конфликтной ситуации между учащимися 6 класса по поступившему в адрес школы заявлению родителя.
Специалистами, задействованными в деятельности школьных служб медиации (примирения), осваиваются технологии работы с участниками образовательных отношений, направленные на профилактику буллинга, агрессии, жестокости в школьной среде.
Во взаимодействии с некоммерческим сектором предоставления психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в частности с автономной некоммерческой организацией «Центр тренинга и консультирования «Веста», педагогические работники (заместители директора по ВВВР, педагоги-психологи, социальные педагоги) приняли участие в обучающих семинарах «Инновационные формы коррекции деструктивного поведения детей и подростков в условиях реализации ФГОС» (всего обучено 30 человек).
Кроме того, в течение 2017/18 учебного года педагогические работники общеобразовательных организаций повышали квалификацию по программам дополнительного образования по следующим темам: «Медиация в системе образования», «Медиативные информационные технологии в реализации воспитательной работы в учреждениях общего образования. Создание школьной службы примирения», «Медиация конфликтов: методы и технологии работы специалиста», «Восстановительная медиация в школе: стратегии развития и практика применения». «Медиация в образовательной организации». «Служба школьной медиации». Свою квалификацию в области медиативных технологий повысили 6 педагогических работников.
Внедрение программ восстановительной медиации в деятельность школьных служб медиации (примирения) продолжается.