Обзорная справка по вопросу привлечения и использования иностранных работников в 2015г. с учетом изменений в федеральное законодательство, вступивших в силу с 1 января 2015г.
В 2015 году внесены изменения в несколько федеральных законов, в той или иной мере регулирующих порядок и правила привлечения, трудоустройства, сопровождения и прекращения трудовых отношений, удержания НДФЛ и социального страхования трудовых мигрантов.
Упразднена существовавшая долгие годы система квотирования в отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Ежегодное определение потребности в привлечении иностранных работников (в части подачи и рассмотрения уполномоченными органами заявок работодателями о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ/оказания услуг) сохранилась при привлечении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Порядок привлечения к трудовой деятельности визовых иностранцев остался прежним.
Введено новое понятие «разрешения на работу», под которым теперь понимается документ, подтверждающий право на временное осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации визовыми иностранцами.
Введено новое понятие «патента», под которым понимается документ, подтверждающий право на временное осуществление трудовой деятельности у физических и юридических лиц на территории субъекта Российской Федерации безвизовыми иностранцами.
Необходимо отметить также, что привлекать иностранных граждан на основании патентов теперь вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Для получения патента безвизовый иностранец должен подать пакет документов не позднее, чем до истечения 30 календарных дней с момента его въезда в Российскую Федерацию.
Перечень документов, необходимых для оформления патента включает в себя следующие документы:
- заявление о выдаче патента;
- паспорт, сроком действия не менее года на момент подачи заявления;
- миграционная карта, в которой обязательно должна быть указана цель въезда - «работа»;
-договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией. При этом такой договор (полис) должен быть выдан на период, в течение которого безвизовый иностранец предполагает осуществлять в РФ трудовую деятельность, т.е. - срок действия полиса ДМС должен соответствовать периоду времени, за который уплачен фиксированный авансовый платеж с учетом возможности неоднократной оплаты таких платежей и обеспечивать оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Допускается также представление договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией. При этом медицинская организация должна находиться в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор также должен обеспечивать иностранному гражданину оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
- медицинские документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина соответствующих заболеваний. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в обязательном порядке устанавливает перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу указанных документов, при этом следует помнить, что результаты анализов на наличие инфекций передающихся половым путем действительны 30 дней;
- документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации - либо сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, либо документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года, либо документ об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года;
- отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Таким образом, безвизовые иностранцы в течение 30 дней с даты въезда в Россию должны не только успеть оформить все перечисленные выше документы, но и предоставить их в ФМС России.
Вместе с тем, допускается подача документов и с нарушением указанного срока, однако через процедуру привлечения к административной ответственности. Законом в КоАП РФ вводится статья 18.20 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента», которая предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 000 до 15 000 рублей.
При этом, к перечисленным выше документам иностранцу необходимо будет приложить квитанцию об оплате административного штрафа, что несомненно в положительную сторону скажется на наполняемости бюджета особенно в регионах, физически достигнуть которых безвизовые иностранцы могут в течение нескольких дней или недель со дня въезда в Россию.
Срок оформления патента либо изготовление уведомление об отказе в его выдаче составляет 10 рабочих дней. Патент иностранным гражданином получается лично. При получении патента предоставляется документ, подтверждающий уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента, который в ХМАО-Югре составляет 3000 рублей в месяц.
Патент выдается на срок от 1-го до 12-ти месяцев. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен авансовый платеж. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца, однако общий срок действия патента не может превышать 12-ти месяцев со дня его выдачи. Таким образом, иностранный гражданин сам определяет, как часто и какие суммы, кратные авансовому платежу, он будет уплачивать. Главное, чтобы платежи производились своевременно, не позднее последнего дня периода, за который уплачен налог, в противном случае, срок действия патента прекращается, и иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.
В этой связи следует обратить внимание, что поскольку продление срока пребывания иностранного гражданина является обязанностью принимающей стороны, работодателю придется продлевать «регистрацию» безвизовых иностранцев ровно столько раз, сколько раз он будет оплачивать авансового платеж. Причем работодателю придется отслеживать даты оплаты работником соответствующих квитанций, после чего обращаться в органы миграционного учета, предоставляя новый заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, копию его паспорта, миграционной карты, патента, квитанций об уплате авансового платежа, ходатайство о продлении срока пребывания.
Такое положение вещей в 2015г., несомненно, в разы увеличит административную практику по статье 18. 9 КоАП РФ (нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства).
Новацией следует считать введенное правило направления органами ФМС России уведомления об аннулировании патента (в случае принятия такого решения) в течение 3-х рабочих дней не только иностранному гражданину, но и работодателю. Получение такого уведомления работодателем влечет за собой увольнение работника.
Устанавлены дополнительные обязанности для иностранного гражданина в случае смены им фамилии, имени или отчества, или реквизитов документа, удостоверяющего личность в течение срока действия патента. В таком случае, безвизовые иностранцы должны лично обратиться в орган ФМС России за внесением в патент соответствующих изменений в течение 7-ми рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения (в случае нахождения иностранца на территории России), либо 7-ми рабочих дней со дня въезда в РФ (в случае, если указанные изменения произошли в период его нахождения за пределами РФ).
В противном случае, иностранный гражданин подлежит административной ответственности в виде штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей.
Установлен запрет на осуществление безвизовым иностранцем трудовой деятельности в ином субъекте, нежели тот, на территории которого ему выдан патент. Аналогичная норма установлена в отношении работодателя. Исключение возможно лишь при условии получения нового патента в том субъекте, на территории которого предполагается трудовая деятельность иностранца.
Такое положение вещей крайне затрудняет для работодателя вопрос командирования иностранных работников, поскольку для допуска работника в ином субъекте, требуется его личное присутствие в данном субъекте, как минимум, для прохождения медицинского обследования, заключения договора об оказании медицинских услуг (в случае принятия высшим должностным лицом субъекта соответствующего решения), подачи заявления и получения патента, что значительно увеличивает расходы работодателя и снижает мобильность его трудовых ресурсов.
Кроме того, в случае единовременных краткосрочных командировок либо значительного количества командировок в течение года, иностранный гражданин для сохранения статуса своего патента обязан регулярно вносить авансовые платежи за право допуска безвизового иностранца к работе в ином субъекте, что неизбежно приведет к двойной финансовой нагрузке на иностранного работника.
Аналогичная ситуация складывается с привлечением к трудовой деятельности безвизовых иностранцев вахтовым методом. В течение всего времени, когда работники фактически не осуществляют трудовую деятельность, для сохранения статуса своего патента они также должны регулярно вносить авансовые платежи.
Предусматривается возможность принятия высшим должностным лицом субъекта решения об указании в патенте профессии (специальности, вида деятельности). Губернатором ХМАО-Югры такое решение было принято. Последствия таковы: иностранный гражданин не вправе выполнять работы (оказывать услуги) по иному виду деятельности, нежели тот, который указан в патенте. Такое положение вещей лишает безвизовых иностранцев возможности работать по патенту и у физических и юридических лиц. Так же данное Постановление снижает мобильность трудовых ресурсов юридического лица ввиду отсутствия возможности внутреннего перемещения работников. Отсутствие же в патенте профессии (специальности, вида деятельности) позволило бы работодателям и заказчикам работ услуг осуществлять внутреннее перемещение иностранных работников с учетом, прежде всего, своих потребностей и опыта работы, профессиональных знаний самого работника.
Предусмотрена возможность со стороны высшего исполнительного органа субъекта ежегодно устанавливать запрет на привлечение юридическими лицами безвизовых иностранцев, работающих по патентам, по отдельным видам экономической деятельности. Раньше такие ограничения устанавливались только Правительством РФ.
Постановлением Губернатора (№ 147 от 30.12.2014г.) ХМАО-Югры установлен полный запрет на привлечение иностранных граждан для предприятий, осуществляющими розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, и табачными изделиями в специализированных магазинах. Правительство РФ установило допустимую долю иностранных работников для таких предприятий в размере – 15%.
Так же этим постановлением запрещено привлекать иностранцев организациям, осуществляющим регулярные внутригородские и пригородные пассажирские перевозки автобусным транспортом и в такси.
В то время как федеральное законодательство установило допустимую долю в размере – 50%.
Установлены новые обязанности работодателя и самого иностранного работника по уведомлению о заключении между ними трудового либо гражданско-правового договора.
Так, безвизовый иностранец в течение 2-х месяцев со дня выдачи ему патента обязан представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Управление ФМС России по месту получения патента копию трудового или гражданско-правового договора в случае, если такой договор заключен с юридически лицом.
Дело в том, что в случае непредставления иностранцем копии договора в указанные сроки, выданный патент аннулируется. Можно обоснованно предположить, что решение об аннулировании патента будет приниматься органами ФМС России на 61-й день без учета сроков доставки почтовых отправлений, соответственно копия договора должна быть отправлена заблаговременно, с учетом сроков доставки почтовой корреспонденции. Таким образом, на работодателя ложится дополнительная нагрузка по контролю за исполнением иностранным работником-безвизовиком указанной обязанности, чтобы предотвратить возможность аннулирования разрешительного документа и, как следствие, - потерю работника.
В отношении правил уведомления о привлечении к трудовой деятельности безвизовых иностранцев Законом вносятся кардинальные изменения.
Во-первых, упраздняется необходимость уведомления налогового органа,
Во-вторых, упраздняется необходимость уведомления органов ФМС России и занятости населения в соответствующем субъекте о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более месяца.
В-третьих, упраздняется необходимость уведомления органов занятости в субъектах РФ о заключении и расторжении договоров с иностранными работниками.
В-четвертых, и это, пожалуй, самое важное - устанавливается общая для всех работодателей, привлекающих иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности (вне зависимости от того, в визовом или безвизовом порядке они въехали в РФ), обязанность по уведомлению исключительно Управлений ФМС России по месту осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, а также о расторжении (прекращении) таких договоров.
Таким образом, в соответствии с новыми положениями работодатели (как физические лица-граждане РФ, у которых работают безвизовые иностранцы по патенту, так и юридически лица, у которых работают безвизовые иностранцы по патенту, так и визовые иностранцы в рамках полученного работодателем разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы) обязаны уведомлять только УФМС России в субъекте, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (на территории которого им получен патент) о заключении с ним договора, а также о расторжении (прекращении) договора. Уведомление должно быть направлено в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения или расторжения (прекращения) договора.
Кроме того, обязанность по направлению уведомлений в соответствии с законодательством распространяется теперь на работодателей, привлекающих иностранных граждан, которым для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу: постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, получивших временное убежище на территории РФ, граждан государств – членов Евразийского экономического союза и пр.
Хотелось бы обратить Ваше внимание, что при поступлении в ФМС копии трудового или гражданско-правового договора, направленного иностранным гражданином, проводится проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, выявляются фирмы, осуществляющие заключение фиктивных договоров для постановки на миграционный учет за определенную плату.
Согласно действующему законодательству, разрешения на работу, выданные до 1 января 2015г. подтверждают право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности и продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы.
Вместе с тем, ограничений на переход от одного работодателя к другому на основании ранее полученного разрешения на работу законодательством не устанавливается и в течение 2015г. работодатели будут вправе принимать на работу иностранцев-безвизовиков с имеющимся у них действительным на момент трудоустройства разрешением на работу, выданным в 2014г. с уведомлением о заключении трудового договора органов ФМС России уже по новым правилам.
За более подробной информацией по всем интересующим Вас вопросам Вы можете обратиться в Общественную приемную по вопросам миграции и межэтнических отношений Сургутской торгово-промышленной палаты, расположенный по адресу: 30 лет Победы, 34 А, каб. 102, телефон 8 (3462) 50-30-19, 90-03-84
В настоящее время Общественная приемная СТПП:
- осуществляет бесплатное консультирование специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, по вопросам применения миграционного, трудового, налогового законодательства и снижения рисков при привлечении на работу трудовых мигрантов;
- оказывает содействие в оформлении всех разрешительных документов, необходимых для законного привлечения иностранной рабочей силы;
- организует прохождение иностранными гражданами комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.