Из работы кандидата технических наук И.А. Плиева и кандидата технических наук А.М. Сайкина «Аспекты повышения пассивной безопасности АТС путём применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств».
Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) представляет собой огромную проблему здравоохранения и развития государств: почти 1,2 млн человек в год погибают и ещё 20-50 млн человек получают травмы различной степени тяжести.
Использование ремней безопасности сокращает вероятность нанесения серьёзных травм и смертельных случаев на 40-60 %. В странах с высоким уровнем дохода обязательным является наличие в автомобилях ремней безопасности, которые отвечают определённым стандартам и оснащены звуковой сигнализацией, предупреждающей водителя и пассажиров о необходимости их использования. В странах с низким и средним уровнем дохода более половины автотранспортных средств не имеют исправно работающих ремней безопасности.
Введение в практику обязательного использования ремней безопасности оказалось самой успешной мерой предотвращения дорожно-транспортного травматизма, которая позволила спасти множество жизней. Ремни безопасности были введены в 1960-х годах в качестве необязательного комплектующего элемента новых машин. Вскоре они показали свою эффективность в сокращении аварий с летальным исходом и тяжёлым травматизмом, вследствие чего в 1971 году в штате Виктория (Австралия) впервые был принят закон, согласно которому их наличие и использование в автомобилях становилось обязательным. К концу указанного года уровень смертности водителей и пассажиров в автомобильных авариях снизился на 18 %.
Ремни безопасности высоко эффективны при лобовых столкновениях, которые являются наиболее распространённым видом аварий и зачастую приводят к серьёзным травмам головы. Эффективность ремней безопасности для людей, занимающих передние сиденья, снижается только в том случае, если сидящие сзади пассажиры не пристёгнуты или на заднем сиденье находятся незакреплённые предметы, например багаж.
Влияние ремней безопасности на снижение травматизма при различных видах ДТП
Вид ДТП |
Доля всех ДТП в % |
Эффективность ремня безопасности у водителя в различных видах ДТП в % |
Лобовое столкновение Сторона удара сбоку Сторона противоположная стороне удара Удар сзади Переворот |
59 14 9 5 14 |
43 27 39 49 77 |
Детские удерживающие устройства (ДУУ) действуют так же, как и ремни безопасности. Проведённое в США исследование показало, что такие устройства сокращают смертность в автомобильных авариях на 71 % среди детей грудного возраста и на 54 % среди детей более старшего возраста.
Для детей различного возраста требуются соответствующие модели. Для грудных детей от 0 до 15 месяцев весом до 13 кг ДУУ, в которое ребёнок помещается лицом по отношению к движению, сокращает количество травм на 34 %, серьёзных травм – на 60 %, а ДУУ, в которое ребёнок помещается спиной по отношению к движению, сокращают все травмы на 76 % и тяжёлые – на 90 %. Такое размещение устройств оптимально распределяет любую силу удара по спине и голове ребёнка. Опасно размещать ДУУ на сидениях одновременно с подушками безопасности, за исключением тех случаев, когда в салоне имеется система, автоматически определяющая наличие ДУУ и отключающая механизм подушек безопасности.
Для детей в возрасте от 9 до 18 месяцев весом от 9 до 18 кг можно использовать ДУУ, размещающие ребёнка лицом по отношению к движению. Для детей младше 11 лет можно использовать дополнительные подушки соответствующей толщины в сочетании с обычными ремнями безопасности.
При отсутствии детских удерживающих устройств родителям рекомендуется не держать детей на коленях, так как в таком положении ребёнок подвергается большей вероятности получения травмы в случае аварии.
В целом, специальные ДУУ должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать надёжное крепление ребёнка;
- отвечать требованиям Правил ЕСЕ R 44/03 и национальным стандартам;
- сводить к минимуму опасность повреждения всех частей тела углами, выступами или другими твёрдыми частями своей конструкции;
- обеспечивать максимальную защиту детей от травм (гибели) при ДТП, экстремальном торможении и резком манёвре.
После принятия в странах Евросоюза закона «Об обязательном использовании детских автокресел…» количество ДТП со смертельным исходом и тяжёлыми увечьями снизилось в среднем на 40 %. В России за период 2004-2005 г.г. погибало около 1400 детей ежегодно и около 25 тыс. детей получали травмы.
На основании постановления Правительства РФ от 28.02.2006 г. № 3106 статьёй 22.9 Правил дорожного движения ужесточены требования безопасности к перевозке детей на территории РФ.
По новым правилам запрещается перевозить ребёнка, не достигшего 12 лет, на переднем сиденье автомобиля. На заднем сиденье перевозить детей можно только с «использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств». Под специальным удерживающим устройством имеется в виду детское кресло или специально оборудованные для ребёнка ремни безопасности.