В связи со скорым наступлением сезона отпусков резонно ожидается увеличение количества обращений граждан относительно исполнения обязательств различными авиакомпаниями по фактам порчи, кражи багажа, а также отказа в возврате денежных средств за авиабилеты в случае не использования услуги по вине потребителя/исполнителя услуг (авиакомпанией).
В этой связи разъясняем следующее.
Отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, установлены «Воздушным Кодексом Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее – Воздушный Кодекс).
В соответствии со ст. 118 Воздушного Кодекса, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире регламентируется ст. 119 Воздушного Кодекса.
В этой связи следует иметь в виду, что применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений по общему правилу, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
Относительно возврата денежных средств, в случае прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, права пассажира регламентированы ст. 107 Воздушного Кодекса.
Также, в соответствии со ст. 108 пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов (25%) суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
На основании выше изложенного, если Вы попали в аналогичные ситуации, Вы вправе обратиться с письменной претензией (заявлением) к руководству авиакомпании.
Если Ваше требование не будет удовлетворено добровольно, спор может быть разрешен только судом. При этом Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
Одновременно сообщаем, что органы местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.