Приобретение автомобиля, имеющего производственные дефекты, чревато для потребителя весьма существенными неприятными последствиями.
Во-первых, автомобили входят в перечень технически сложных товаров, возврат или замена которых по истечении 15 дней с момента покупки возможны только при выявлении существенного недостатка, однократном нахождении в гарантийном ремонте свыше 45 дней или неоднократном для устранения разных недостатков свыше 30 дней в течение года гарантийного обслуживания.
Во-вторых, в отличие от большинства технически сложных товаров, владелец некачественного автомобиля не вправе требовать аналогичного автомобиля на подмену на время его гарантийного ремонта или ожидания его замены.
В-третьих, потребители особенно болезненно переживают выявленные в автомобиле недостатки из-за его очень высокой для большинства цены. Ситуация усугубляется, если автомобиль приобретен в кредит: пользоваться им нельзя, а возвращать кредит с процентами все равно приходится.
Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров при оформлении покупки автомобиля в автосалоне покупателю должны быть переданы комплект принадлежностей и следующие документы: сервисная книжка на автомобиль; инструкция по эксплуатации и уходу за автомобилем на русском языке; паспорт транспортного средства; товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу; справка-счет или другой документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
Поскольку справка-счет - это основной документ, необходимый для регистрации автомобиля в ГИБДД, на правильность его оформления нужно обратить особое внимание. В этом документе должны быть указаны: дата и место составления; стоимость транспортного средства; наименование магазина, продавшего автомобиль, и его адрес; сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация, год выпуска, цвет, идентификационный номер, а также номера двигателя, шасси и кузова).
Но вот автомобиль куплен. Какие сюрпризы могут ожидать потребителя?
В процессе эксплуатации автомобиля могут выявиться недостатки. Учитывая, что автомобиль на гарантии, не следует самим что-либо менять в автомобиле. Необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, уполномоченную изготовителем или продавцом на обслуживание и ремонт Вашего автомобиля, где устранят выявившиеся недостатки, либо выдадут заключение об их неустранимости или несоразмерности расходов или затрат времени на их устранение.
Не забудьте сделать отметку в сервисной книжке о выявленных и устраненных либо не устраненных недостатках, так как на время устранения недостатков гарантийный срок, который установлен на автомобиль, продлевается и, более того, из указанных записей можно сделать вывод о наличии в автомобиле существенного недостатка (который не устраняется или проявляется неоднократно после его устранения), что является достаточным условием для предъявления требования о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы или замене автомобиля на автомобиль этой же марки, либо другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Доставка автомобиля для ремонта, замены, возврата, проведения экспертизы должна безвозмездно осуществляться продавцом или изготовителем, в зависимости от того, к кому вы предъявите претензию. При неисполнении этой обязанности продавец должен возместить понесенные расходы владельцу автомобиля.