Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Ответы на запросы СМИ

Ответ на запрос газеты «Новый город» по вопросу травли детей в школах

29 Октября 2018

Ответ подготовлен департаментом образования Администрации города.

Вопрос 1. Сколько жалоб поступило в департамент образования от родителей школьников из-за травли их детей в школах (прошу предоставить статистику по годам 2015-2018).

ОТВЕТ: В период с 2015 по 2018 годы в департамент образования поступило 31 обращение от родителей о спорных ситуациях в школе. Все обращения рассмотрены в установленные сроки, спорные ситуации урегулированы.

Вопрос 2. Какие меры (программы, мероприятия и т.д.) предпринимаются в школах для того, чтобы не допустить/искоренить буллинг?

ОТВЕТ: С целью предупреждения конфликтных ситуаций среди участников образовательных отношений образовательными организациями реализуются комплексные планы мероприятий:

– разработаны программы индивидуальных занятий по снятию психоэмоционального напряжения участников образовательного процесса;

– организованы педагогические совещания, педагогические советы, заседания методических объединений по вопросам соблюдения педагогической этики, изучения принципов и норм педагогического общения;

– вопросы предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений включены в тематику классных часов, педагогических совещаний, родительских собраний.

– использованы ресурсы школьных служб медиации (примирения),

– осуществляется психолого-педагогическое, медицинско-социальное сопровождение обучающихся.

Во всех (37) подведомственных общеобразовательных организациях проводится профилактическая работа, направленная на предотвращение конфликтов среди учащихся, буллинга, кибер-буллинга.

С целью формирования навыка бесконфликтного общения:

– реализуются профилактические программы («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества»);

– проводятся тренинги и классные часы, внеклассные мероприятия с учащимися, тематические собрания и практикумы для родителей.

Для воспитания культуры конструктивного поведения в конфликте, в основе которого лежит признание уникальности каждой отдельной личности, уважения права каждого на защиту своих интересов, улучшения качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса во всех подведомственных общеобразовательных организациях созданы школьные службы медиации (примирения), центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Деятельность школьных служб медиации (примирения) в общеобразовательных организациях осуществляется на основании методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации с учетом современных проблем несовершеннолетних. Медиаторы используют разнообразные формы работы с групповыми конфликтами в ситуациях школьной травли, преодоления ситуации отвержения ребенка в классе.

Опыт службы медиации муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута был признан лучшим в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 году.

Помимо деятельности школьных служб медиации (примирения), с 2016 года во всех общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута, реализуется курс по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации. Курс направлен на формирование у подростков коммуникативных компетенций, критического мышления, стрессоустойчивости, навыков безопасного поведения в ситуациях социального риска (в том числе в киберпространстве), продуктивного поведения и эффективных стратегий в конфликтных ситуациях.

Вопрос 3. Проходят ли педагоги какие-либо курсы, обучающие борьбе с буллингом?

ОТВЕТ: Методическое сопровождение школьных служб медиации (примирения) осуществляется муниципальным казенным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Педагогические работники системно повышают уровень профессиональной квалификации с помощью:

  1. Обучающих семинаров с привлечением специалистов ВУЗов Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга:

– «Профилактика наркотической зависимости детей и подростков в общеобразовательной организации» с приглашением Чухровой Марины Геннадьевны, доктора медицинских наук, профессора кафедры общей психологии и истории психологии ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», руководителя магистратуры «Девиантология», врача психиатра-нарколога высшей категории, сертифицированного преподавателя высшей школы, г. Новосибирск;

– «Разрушительное поведение у подростков: диагностика, предотвращение, границы психологической помощи» с приглашением Устиновой Натальи Александровны, кандидата психологических наук, доцента ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург;

– «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с аддиктивным поведением» с приглашением Черкевич Елены Анатольевны, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Федерального ГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

– «Современные технологии профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ с учетом возрастных особенностей учащихся» «Психология здоровья: профилактика детского неблагополучия» с приглашением Эрлих Олега Валерьевича, кандидата психологических наук, доцента, заведующего кафедрой педагогики семьи Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», автора курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» г. Санкт-Петербург.

  1. Курсов повышения квалификации:

– «Профилактика суицида»;

– «Медиативные технологии в работе классного руководителя»;

– «Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов среди несовершеннолетних»;

– «Школьный медиатор. Технологии создания безопасного образовательного пространства»;

– «Профилактика и коррекция суицидального поведения детей и подростков»;

– «Разрушительное поведение у подростков: диагностика, предотвращение, границы психологической помощи»;

– «Инновационные формы коррекции деструктивного поведения детей и подростков в условиях реализации ФГОС»;

– «Психолого-педагогические аспекты в обеспечении деятельности службы школьной медиации»;

– «Актуальные проблемы психологической поддержки детей и подростков с учетом концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»;

– «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»;

– «Медиация в образовательной организации»;

– «Деятельность социально-педагогической и психологической службы образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся»;

– «Детский буллинг. Как помочь ребенку?».

  1. Семинаров-практикумов:

– «Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении»;

– «Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях»;

– «Технологии работы в ситуации буллинга»;

– «Буллинг как социально-педагогическая проблема»;

– «Техники и приемы восстановительной медиации»;

– «Технология проведения программы примирения»,

– «Ведение документации школьной службы медиации (примирения)»;

– «Технология проведения программ «Школьная восстановительная конференция»;

– «Круг сообщества».

Регулярно актуализируется и пополняется новыми материалами методический кейс по медиации для педагогических работников.

Вопрос 4. Сколько детей были переведены в другие школы (внутри Сургута) в 2015-2018 годах? Можно ли определить причины переводов?

ОТВЕТ: Перевод обучающихся из одной общеобразовательной организации в другие осуществляется в соответствии с Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2014 г. № 177) (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком перевод несовершеннолетнего обучающегося из одной образовательной организации в другую может осуществляться или по инициативе родителей (законных представителей), или в случае прекращения деятельности образовательной организации.

В период с 2015 – 2018 гг. численность учащихся, сменивших общеобразовательное учреждение в городе, составила:

– 2015 год – 226 человек;

– 2016 год – 241 человек;

– 2017 год – 228 человек;

– 2018 год – 181 человек.

Фактов принуждения к переводу учащихся в другое общеобразовательное учреждение города не зафиксировано.

Полезные ссылки