Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Главное

Информация Госкомстата России о подготовке проведения сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей в апреле 2004 года

13 Августа 2003
В соответствии с п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 8.10.2002 №1410-р Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства совместно с Госкомстатом России разработан План мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы в связи с проведением в апреле 2004 года сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.
В целях проведения предварительной работы по проведению обследования и информирования населения направляем информацию Госкомстата России о подготовке сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей в апреле 2004 года.

Информация Госкомстата России о подготовке проведения сплошного
статистического обследования индивидуальных предпринимателей в апреле 2004 года

Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики.
Что такое российский малый бизнес сегодня? В чем должна заключаться помощь государства малым предприятиям? Что могут сделать сами предприниматели для укрепления и процветания своего дела, а значит, и экономики страны? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, власть, общество и сами предприниматели должны иметь необходимую информацию. Поэтому Госкомстат России уделяет много внимания проблеме статистического изучения малого бизнеса.
Госкомстат России, начиная с 1996 года, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9.10.96.№1389-р осуществляет мониторинг малых предприятий по упрощенной программе на выборочной основе. Такой метод обеспечивает оперативность, минимизирует нагрузку на предприятия. Но вместе с тем не обеспечивает в полной мере отслеживание динамичных и структурных изменений в развитии малого предпринимательства. В этой связи возникает объективная необходимость проведения периодических переписей с целью учета изменений, произошедших в развитии системы малых предприятий, оценки состояния их экономического потенциала, а также получения информации об основных проблемах развития этого сектора экономики.
Проведение экономических переписей соответствует и генеральной линии развития статистики, продекларированной в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, где предусмотрено, что «статистическое наблюдение за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов будет базироваться на проведении раз в 5-10 лет сплошных обследований экономических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем».
Экономическая перепись субъектов малого бизнеса в Российской Федерации реализуется в несколько этапов.
На первом этапе в 2001 году было проведено сплошное обследование малых предприятий. Оно проводилось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации и имело вполне определенную цель: составить реальное представление о структуре малого бизнеса, экономических и социальных результатах его работы, более четко определить его место в экономике России.
Один из первых и, может быть, главный результат этой крупномасштабной акции заключается в том, что и сами предприниматели, и представители органов государственной власти убедились в необходимости взаимного сотрудничества на основе достоверной информации, Государство, чтобы найти верные и наиболее перспективные пути поддержки малого предпринимательства, должно иметь цельную и полномасштабную картину того, что же сегодня представляет собой сфера малого бизнеса.
В этой же информации заинтересованы и предприниматели. Не зная информации о том, насколько успешно развивается свой бизнес по сравнению со средними общероссийскими показателями, сегодня трудно адекватно реагировать на изменения рынка. И еще один очень важный результат: Всероссийская экономическая перепись малых предприятий дала своеобразный старт установлению доверия между малым бизнесом и государством.
Результаты сплошного обследования, в целом подтвердившие основную картину развития малых предприятий, получаемую на основе выборочных обследований, существенно скорректировали оценку параметров их развития по ряду аспектов.
В России каждый десятый из численности работников списочного состава трудится на малых предприятиях. В этом секторе сконцентрировано до 2 % основных фондов России и до 5 % от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по России.
Перепись позволила уточнить распределение малых предприятий по видам хозяйственной деятельности. Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли. Почти каждое второе предприятие, участвовавшее в обследовании, относится к данной сфере, здесь трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. В общероссийском обороте розничной торговли малые предприятия обеспечивают более четверти, в обороте оптовой торговли - свыше половины.
Значительное развитие малые предприятия получили в строительном комплексе и промышленности. В строительстве сосредоточено почти 14% предприятий. Каждый пятый из работающих на малых предприятиях занят в данной сфере. В объеме подрядных работ по России в целом на малые предприятия приходится 28%.
В сфере промышленного производства функционируют 14% предприятий, на них трудится каждый пятый из общего числа работающих на малых предприятиях. В общем объеме промышленного производства России их доля составляет около 4%, в то же время в отдельных отраслях доля малых предприятий существенно выше: в полиграфической промышленности около 26% от производства отрасли, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной 11%, пищевой промышленности (8%).
В то же время в таких отраслях' экономики, как наука и научное обслуживание, деятельность по обеспечению функционирования рынка малое предпринимательство еще не получило широкого распространения: в науке и научном обслуживании малые предприятия составляют не более 3,5% от их общего числа при численности занятых 2,8% от общего числа занятых на малых предприятиях; в деятельности по обеспечению функционирования рынка соответственно - 4,3 и 2,5 процента.
Проведенное в 2001 году сплошное обследование малых предприятий показало, что в настоящее время процесс обновления в этом секторе экономики во многом обусловлен интенсивностью развития другой составляющей малого предпринимательства - деятельностью индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В этом направлении осуществляется отток малых предприятий.
Именно эти две составляющие - малые предприятия (юридические лица) и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица формируют современный российский малый бизнес.
Индивидуальное предпринимательство, зародившее в 90-х годах двадцатого века, сегодня во многом составляет основу малого предпринимательства в России.
Кардинальные изменения структуры экономики, форм и видов деятельности хозяйствующих субъектов, интенсивность процесса преобразования, как малых предприятий, так и крупных и средних предприятий, в указанную группу хозяйствующих субъектов обусловили необходимость обследования индивидуальных предпринимателей.
По данным МНС России в последние годы наблюдается устойчивый 10-процентный ежегодный прирост числа индивидуальных предпринимателей. На начало 2003 года в регистр Госкомстата России на основании данных органов государственной регистрации включено около 4,5 млн. индивидуальных предпринимателей, которые составляют основу сферы розничной торговли, оказания различных видов услуг, производства товаров для населения, строительства по заказам населения. По оценкам на долю индивидуальных предпринимателей приходится до 9% ВВП, ими обеспечивается половина оборота розничной торговли, почти треть перевозок автомобильным транспортом, 40% оказанных бытовых услуг населению. Весьма существенен их вклад в производство отдельных видов продукции пищевой и деревообрабатывающей промышленности.
Показатели деятельности отдельных индивидуальных предпринимателей (количество работающих по найму, оборот, производство и продажа товаров, объем оказанных услуг и п.т.) соизмеримы не только с малыми предприятиями -юридическими лицами, но и с крупными и средними предприятиями.
Отсутствие информации, адекватно отражающей деятельность индивидуальных предпринимателей, вызывает серьезные проблемы при составлении прогнозов развития и принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления.
Несмотря на масштабность и динамизм этого сектора малого предпринимательства, деятельность индивидуальных предпринимателей в настоящее время в основном оценивалась косвенно, и только в некоторых видах деятельности по узкому перечню показателей (торговля, транспорт, промышленное производство) подкреплялась результатами выборочных наблюдений.
Не являясь юридическими лицами, индивидуальные предприниматели в обязательном порядке встают на учет в налоговых органах как физические лица. Индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерскую отчетность, их учет для целей налогообложения максимально упрощен. Таким образом, владельцем информации об индивидуальном предпринимателе, ориентированной на цели налогового учета, до последнего времени являлись органы Министерства по налогам и сборам.
Согласно Положению о Государственном комитете Российской Федерации о статистике, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. №85, на Госкомстат России возложена обязанность запрашивать информацию в установленном порядке по формам государственной статистической отчетности не только у хозяйственных субъектов - юридических лиц, но и у граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это ставит перед органами статистики новые задачи как по организации учета этого сектора малого предпринимательства, так и по созданию системы показателей статистики индивидуального предпринимательства, сопоставимой с разработанной системой для малых предприятий и адаптированной к специфике индивидуального предпринимательства.
Начало организации систематического статистического наблюдения за этим сегментом малого предпринимательства должно положить сплошное статистическое обследование индивидуальных предпринимателей по итогам 2003 г., реализуемое в рамках Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.).
Нормативно-правовой основой для проведения сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.10.02 № 1410-р. Указанным распоряжением на Госкомстат России возложено организационное и методологическое руководство работой по подготовке и проведению в апреле 2004 г на территории Российской Федерации сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей по итогам работы за 2003 год.
Цель обследования индивидуальных предпринимателей:
-получение сведений о количестве, структуре и показателях экономической деятельности индивидуальных предпринимателей; оценка ресурсных возможностей;
-определение круга фактически работающих субъектов в данном секторе малого бизнеса;
-формирование генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей, используемой для организации выборочных обследований.
Организация статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей - новое направление статистической деятельности, но, учитывая, что это второе (после сплошного статистического обследования малых предприятий) сплошное обследование в секторе малого предпринимательства, то Госкомстатом России накоплен определенный опыт в организации и разработке программы такого рода наблюдений (в том числе и по формированию системы показателей).
Для разработки программы, подготовки и проведения сплошного обследования приказом Госкомстата России создана межведомственная рабочая группа в составе специалистов МАП России, МНС России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минтруда России и Минсельхоза России. В состав межведомственной рабочей группы включены начальники управлений Госкомстата России, ведущие специалисты НИИ статистики, ГМЦ Госкомстата России, а также заместители председателей комитетов государственной статистики Республики Коми, Республики Саха (Якутия), г. Москвы, Волгоградской и Ростовской областей с целью использования опыта этих комитетов при организации и проведении обследования индивидуальных предпринимателей.
Опрос индивидуальных предпринимателей будут проводить интервьюеры. Как показывает мировая статистическая практика, такой метод является предпочтительным при проведении экономических сплошных обследований, так как обеспечивает требуемую полноту и достоверность получаемой информации. В качестве дополнительных методов опроса будут использованы опросы по телефону, возможно посещение индивидуальным предпринимателем отдела статистики для заполнения бланка формы.
В бланк обследования предполагается включить показатели, не требующие от респондента специальных (дополнительных) расчетов. Например, число лиц, работающих у предпринимателя в ноябре 2003 года; примерный объем выручки полученной от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2003 году; виды произведенной в 2003 году продукции в натуральном выражении и т.д.
Предоставляемая респондентом информация является строго конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде. Конфиденциальность полученных индивидуальных данных гарантируется Госкомстатом России в соответствии со статьями 10,12 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации и защите информации», статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 6.03.97 №188, пунктами 9.12 и 9.13 Положения о Госкомстате России. Полученные сведения будут использоваться только в обобщенном виде без каких-либо ссылок на результаты деятельности конкретного физического лица.
Впереди огромная работа тысяч профессионалов-статистиков. Но как бы квалифицированно они не работали, без заинтересованного участия в переписи самих предпринимателей сложно ожидать результатов, соответствующих масштабу поставленных задач. Поэтому, выражая благодарность сотням тысяч руководителей малых предприятий за сотрудничество в 2001 году, Государственный комитет Российской Федерации по статистике надеется на эффективное взаимодействие и с индивидуальными предпринимателями, на взаимопонимание между статистиками и малым бизнесом.

Полезные ссылки