Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Налоговая сообщает

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

19 Июня 2012

С 1 января 2009 года вступили в действие нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), согласно которым стало обязательным обжалование решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок, в вышестоящий налоговый орган – досудебное урегулирование споров. Однако эффективное урегулирование споров начинается уже с результата выездной или камеральной налоговой проверки – акта проверки, на основе которого и будет вынесено решение налогового органа. В связи с чем, обращаем внимание налогоплательщиков на тот факт, что более серьезное отношение к представлению письменных возражений позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на начальной стадии досудебного урегулирования.
Как правило, большинство налоговых споров возникают:
- при несогласии налогоплательщика с решением налогового органа, принятого по результатам выездной либо камеральной налоговых проверок;
- при взыскании налоговым органом штрафа за нарушение налогоплательщиком налогового законодательства;
- при отказе налогового органа произвести в отношении налогоплательщика какие-либо юридические действия.
Один из способов досудебного урегулирования спора еще до вынесения решения налоговой инспекцией – это представление письменных возражений по акту налоговой проверки.
Пунктом 6 ст. 100 Кодекса закреплено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, либо его представитель при несогласии с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в налоговый орган, принявший акт налоговой проверки, письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
В письменных возражениях по акту налоговой проверки налогоплательщику следует:
- изложить обстоятельства, с которыми он не согласен;
- привести мотивированные доводы со ссылкой на нормы законодательства;
- сослаться на имеющиеся документы, подтверждающие его правоту.
К письменным возражениям по акту налоговой проверки налогоплательщику следует приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений. Копии заверяются подписями уполномоченных лиц организации, которые должны быть расшифрованы и заверены печатью.
Срок, установленный на подачу возражений, составляет 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки, составленного по результатам выездной или камеральной налоговых проверок (п. 6 ст. 100 Кодекса) и 10 рабочих дней со дня получения акта, составленного по результатам иных мероприятий налогового контроля (п.5 ст. 101.4 Кодекса).
По истечении срока, предоставленного налогоплательщику на обжалование, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы проверки и письменные возражения налогоплательщика.
Заметим, что присутствие налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки является его правом, а не обязанностью. Однако налогоплательщику целесообразнее присутствовать на рассмотрении возражений, поскольку на некоторые спорные вопросы, не отраженные в возражениях, он может дать устные пояснения, которые подлежат занесению в протокол рассмотрения возражений.
После изучения представленных дополнительных доказательств налоговый орган принимает решение, в котором может частично или полностью отказаться от своих претензий к налогоплательщику.
Если же налогоплательщик не удовлетворен принятым решением после подачи письменных возражений, другой способ досудебного урегулирования спора – это подача жалобы.
Для подачи апелляционной жалобы установлен специальный срок: жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (10 рабочих дней со дня вручения лицу соответствующего решения). Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подаётся в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. От налогоплательщика требуется только подготовить соответствующую жалобу и представить ее в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение, который со всеми материалами направит её в вышестоящий налоговый орган. При этом налогоплательщику не надо платить государственную пошлину и еще раз собирать документы, подтверждающие его позицию. Срок рассмотрения апелляционной жалобы в вышестоящем налоговом органе установлен п.3 ст.140 Кодекса и составляет 1 месяц со дня получения жалобы; данный срок короче, чем срок рассмотрения дел в арбитражных судах.
Подача апелляционной жалобы означает, что решение не вступит в силу до рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе отменить, изменить или оставить без изменения оспариваемое решение.
Обращаем внимание на то, что преимущества урегулирования спора в досудебном порядке очевидны:
- оперативное разрешение спора;
- отсутствие уплаты государственной пошлины и несения судебных издержек, в частности на оплату услуг представителя и т.д.;
- жалоба или возражения подаются в свободной форме;
- подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает право налогоплательщика впоследствии обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.
Досудебное урегулирование налоговых споров позволяет более эффективно разрешить возникший конфликт, не доводя его до суда.
Так, согласно статистическим данным за I квартал 2012 года, доводы налогоплательщиков удовлетворены в 42,9% в количественном выражении от числа поданных возражений и в 51,3% в суммовом выражении от оспариваемой суммы. По результатам рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом в I квартале 2012 года удовлетворено требований налогоплательщиков на 16 403 тыс. руб. или на 20,7% от оспариваемой суммы по жалобам.
Напоминаем, что в ИФНС России по г. Сургуту Ханты- Мансийского автономного округа – Югры существует отдел досудебного аудита, который непосредственно занимается урегулированием спорных вопросов.

Начальник отдела досудебного аудита ИФНС России по г. Сургуту ХМАО - Югры
Н.В. Ефремова

Полезные ссылки