Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Роспотребнадзор

Новогодний банкет

20 Декабря 2019

Скоро Новый год и многие коллективы, и отдельные граждане встречают праздники в предприятиях общественного питания и приобретают услуги по предварительному заказу на организацию и проведение банкетов, корпоративов и иных культурно-досуговых мероприятий.

В связи с этим потребитель должен знать о своих правах при пользовании данными услугами.

Обратите внимание на вывеску организации общественного питания:

  • фирменное наименование (наименование) организации;
  • место ее нахождения (адрес);
  • тип, класс и режим работы.
  • информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Потребитель имеет право потребовать от исполнителя следующую достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

  • перечень услуг и условия их оказания;
  • цены в рублях и условия оплаты услуг;
  • наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
  • сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должна соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

Согласно п. 14 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, Информация о продукции находится в меню на русском языке, в прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Потребителю должна быть доступна информация как в зале, так и вне зала обслуживания.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции как в потребительской таре, так и объем, и цену за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).

Согласно п. 17 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (далее – Правила) предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.

Внимание! Оформление договора на услуги в письменном виде позволит избежать спорных ситуаций.

     При оформлении заказа необходимо учесть и согласовать:

  • дату, часы проведения банкета;
  • меню, выход блюд, требования к оформлению и подачи;
  • время подачи горячих блюд;
  • количество гостей;
  • план расстановки столов;
  • места для почетных гостей;
  • оформления стола;
  • музыкальную программу;
  • алкогольные напитки;
  • цена договора;
  • порядок оплаты.

Иногда при входе в заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это, ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.

Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий (п. 20 Правил). Исполнитель при расчетах за оказываемые услуги обязан выдать потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

Внимание!!! Администрация предприятия не вправе устанавливать минимальную цену заказа, а также предлагать заказчику принудительный ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий.

Во всех организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола –     Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа.

Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как:

а) наименование исполнителя;

б) ФИО потребителя;

в) вид услуги, ее цена и условия оплаты;

г) даты приема и исполнения заказа;

д) условия выполнения услуги;

е) ответственность сторон;

ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа;

з) подпись лица, принявшего заказ;

и) другие сведения.

Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, поэтому дополнительный заказ, сделанный во время обслуживания торжества, оформляется отдельным документом (счетом, дополнением к договору).

В случае изменения заказа, отказа от банкета заказчику возвращают деньги, исходя из норм ст. 32 Закона, а именно за фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям и условиям заказа в сроки, согласованные с потребителем.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.

Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, в т.ч. услуг общественного питания, то он вправе по    своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков;

б) уменьшения цены;

в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества. Если еда приготовлена некачественно, то потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).

Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Необходимо помнить, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг.

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в 2-х экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Полезные ссылки