Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Рекомендации по профилактике расстройств поведения и психических расстройств

Чем живешь, молодежь? Проблемы современного подростка.

19 Мая 2011

В настоящее время в среде взрослых людей все больше распространяется такое мнение, что подросток и подростковый возраст – это что-то непонятное, сложное, проблемное и недоступное переделке. А потому все, что делает подросток, всегда пытаются свалить на этот самый его подростковый возраст как на такой самостоятельный феномен. При этом, совсем забывая простые вещи. Подросток – это выросший ребенок. А этот его сложный и необъяснимый возраст – всего лишь очередной возрастной кризис, просто более серьезный по происходящим в это время личностным изменениям.
Подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека. Это возраст противоречий: с одной стороны — стремление быть вместе со сверстниками, следовать за ними, с другой — стремление выделиться среди них, завоевать право на автономию. С одной стороны — высокая энергичность, с другой — быстрая утомляемость. С одной стороны — внешняя бравада, с другой — тревожность и ранимость. Это возраст бурного роста, когда происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение.
Все это есть ни что иное, как попытка занять свое место в мире взрослых людей, стать полноправным членом общества. Но всякий подросток может делать это по-разному, что уже зависит в свою очередь от того, что успело привить ему его социальное окружение в прошлые периоды его личностного развития.
 Так, например, как показывают данные социологических исследований последнего времени, в родительских установках преобладает ориентация на конформистские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе) и в значительно меньшей степени ориентация на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль). Такая ориентация родителей на передачу детям конформистских ценностей и формирование внешней модели поведения в ущерб развития у них внутренних регуляторов поведения делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают, что в условиях нестабильного российского общества особенно повышает вероятность девиантного поведения. Поэтому не стоит роптать на собственного ребенка или «гены», удивленно спрашивая специалистов «почему он такой?». Ничего не берется ниоткуда.
 Кто же такой современный подросток. У самих подростков на этот счет есть собственное мнение. Чтобы выжить в этом мире, нужно быть «крутым» и брать от жизни по максимуму. В школе такой подросток регулярно опаздывает на занятия, постоянно получает замечания учителей и, по возможности, старается обратить на себя внимание сверстников, например, остря и развлекая товарищей, вызывая всеобщий хохот. Уже нет марок, шахмат, нард, дискотек. На смену им пришли компьютерные игры, Интернет, мобильные телефоны, ночные клубы (куда тоже попасть, миновав «face-контроль» - это показатель особой «крутизны»).
 Но, нет, современные подростки неплохие. Они всего лишь соответствуют времени, которое делает их такими, какие они есть. Родители сами забрасывают своих детей на воспитание школе и массовой культуре в лице телевидения, Интернета и прочих продуктов научно-технической революции. Они плывут по течению, пока родители поглощены мыслью о добывании средств к существованию. Подростки сталкиваются с постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день. Как это не прискорбно, но часто обстоятельства складываются так, что у родителей не хватает сил на то, чтобы поинтересоваться другими вопросами, отличными от тех, что сегодня получил в школе их ребенок и сыт ли он.. И подросток, отделавшись от ежевечернего допроса, вновь погружается в виртуальный мир или отправляется бродить по улицам в компании таких же духовно неотягощенных товарищей.
 Мечты и жизненные ценности подростка также формируются под воздействием массовой культуры. Знания, навыки, умения уже не рассматриваются подростками как богатство. На сегодняшний день на первый план выступает богатство в прямом смысле слова – это деньги, которые «дают все» - «хорошую жизнь», счастье, любовь, здоровье.
 Тут напрашивается вопрос: что делать и какую работу проводить? А на самом деле, нужно поинтересоваться, чем же они живут, чем занимаются наши дети? Спросить его мнение относительно самых разнообразных событий, происходящих в современном мире, обсудить прочитанную книгу, истории из жизни сверстников. При этом ненавязчиво и не давя своим авторитетом, а на равных, как двое взрослых людей, уважая мнение собеседника и пытаясь понять его позицию.
 Важнейшая психологическая особенность подросткового возраста – чувство взрослости при детском еще сознании и поведении. Именно поэтому у подростков возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и между собой.
 Воспитание личности ребёнка базируется на его возрастных особенностях. Подростковый возраст – это период полового созревания, когда все процессы в организме растущего человека активизируются, именно в этом возрастном периоде создаются условия для развития индивидуальных личностных качеств человека. А в жизни подростка в качестве авторитетного мнения все больше выступает мнение товарища, нежели взрослого – родителя или педагога, которые либо пытаются поучать его, заставляя делать «правильно», либо пуская все на самотек отмахнувшись и сославшись на «трудный возраст».
 Таким образом подросток по большому счету остается один на один со своими проблемами и вопросами. И не зная, что с этим делать, начинает пробовать всё подряд и, как губка, «впитывать». Когда же родители понимают в чем дело, зачастую оказывается, что благоприятный момент налаживания взаимоотношений с собственным ребенком уже утерян. А на выходе - получайте продукт. Они начинают рассуждать о недостатках общества и школы и их дурном влиянии на детей, забывая о своей роли в педагогическом процессе. А ведь пока мы сами не обратим внимания на нашего ребенка, он так и будет пропадать целыми днями где-нибудь на улице, А школьные годы будут не счастливым временем приобретения знаний и умений, развития личности, а периодом развития качеств, позволяющих «ухватить» в этой жизни хороший кусок прилагая к этому минимум усилий, и часто не принимая во внимания интересов других, даже близких ему людей.

Медицинский психолог МУЗ «КГП № 2» Газеева Наталья Александровна. Тел. 21-19-21

Полезные ссылки