Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

main

Сургутская трибуна. 05.02.2016 «Путь к миру»

10 Марта 2017

Еще шесть лет назад Генеральная ассамблея ООН провозгласила первую неделю февраля Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений между всеми религиями, вероисповеданиями и конфессиями. В России в ряде городов прошли различные мероприятия, приуроченные к этому событию. В Сургуте данная инициатива пока не нашла поддержки, тем не менее корреспондент «СТ» побеседовала с представителями ведущих мировых религий и органов власти. Речь шла о роли конфессий в нашем обществе, сотрудничестве людей различных верований, об ответах на вызовы современности.

Миссия выполнима?

По словам настоятеля храма Георгия Победоносца протоиерея Антония Исакова, сотрудничество между религиозными конфессиями необходимо для преодоления религиозной розни и кризиса нравственных ценностей. В Сургуте одним из таких центров взаимодействия является координационный совет при главе города Сургута по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

- На заседаниях координационного совета мы рассматриваем и ищем пути решения какой-либо проблемы. В целом говорить о каких-то больших совместных проектах либо широком сотрудничестве не приходится. По той простой причине, что в городе довольно большое количество православных приходов, которые взаимодействуют между собой в обыденной жизни, помогая решать тот или иной вопрос, - рассказал протоиерей Антоний Исаков. - И, разумеется, мы взаимодействуем с представителями мусульманства. Мы совместно проводим родительские собрания в школах города, где представляем модули в рамках курса религиозных культур и светской этики. Хочу отметить, что мусульманская конфессия - наиболее многочисленная в Сургуте, что, впрочем, вполне объяснимо: ислам - вторая по численности верующих религия в России после христианства. На протяжении многих веков эти две конфессии мирно сосуществуют, хотя, конечно, эти взаимоотношения складывались далеко не безоблачно. В отечественной истории были и столкновения между религиозными общинами, и преследования, тем не менее у нас сложилась уникальная система взаимоотношений, когда представители разных народов и религий живут бок о бок на протяжении столетий.

- Ислам и христианство, я имею в виду сейчас православие, это традиционные религии на территории России. Именно за счет этой многовековой внутренней традиции мы и живем, - говорит главный муфтий Югры Тагир хазрат Саматов. - Сегодня в свете новых угрожающих вызовов, ислам несет огромную ответственность, я бы сказал, на него возложена очень непростая миссия - не только сохранить вековые духовные традиции, духовные скрепы, но удержать молодое поколение от соблазнов и ложного пути. Ведь кто вступает в ряды ДАИШ (ИГИЛ)? Молодые люди, которые пытаются найти свой духовный путь, а попадают в сети ловцов ложного учения, которое выступает под маской ислама. Сегодня многие связывают все, что происходит на Ближнем Востоке, с нашей конфессией. Но мало кто знает, что «ислам» в дословном переводе означает «путь к миру». Терроризм и ислам по сути своей несовместимы. Ислам, как все ведущие религии мира, зиждется на основе любви к Всевышнему и любви к ближнему, призывает к скромности, терпению и мудрости, к почитанию добра и уважению к старости. Где в Коране вы найдете откровенные призывы к смерти, к самоуничтожению, к ненависти и нетерпимости?

По тонкому льду

Главный муфтий Югры подчеркнул, что истинно верующие не пойдут на совершение тяжкого греха - самоубийство. «Тот, кто намеренно убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду», говорится в одном из хадисов Мухаммеда. Их сегодня называют шахидами, но в исламе это понятие несет иной смысл: в одном случае оно применяется в отношении свидетеля на суде, в другом речь идет о верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью.

- У террористов ИГИЛ все перевернуто с ног на голову, учение извращено, но для молодых людей, без базовой платформы ищущих свой духовный путь, эти перевернуто-ложные понятия становятся привлекательными. Они искренне верят, что совершают духовный подвиг. Попав в лапы тех, кто отказался от истинной веры, от истинного ислама, они идут путем безбожия и даже не подозревают об этом, - говорит Тагир хазрат Саматов.

Вообще, межрелигиозные отношения - очень тонкая, деликатная, в то же время сложная и взрывоопасная сфера: это пороховая бочка, к которой достаточно лишь поднести спичку… Это как идти по тонкому льду - в любой момент можно оказаться в смертельно опасной ловушке. Недаром эту карту зачастую разыгрывают те, кто хочет ослабить государство изнутри, внести хаос и разруху, чтобы в дальнейшем контролировать территорию. Яркий пример - судьба многострадальной Югославии: на обломках некогда процветающего государства начали уничтожать друг друга люди, говорящие на одном языке: православные сербы, католики-хорваты и мусульмане-боснийцы. Сегодня религиозная карта успешно разыгрывается в Украине, там по сути идет религиозная война. Самозваный «Киевский патриархат» манипулирует национальным фактором, использует свое положение для рейдерского захвата православных храмов Украинской православной церкви, занимается моральным и физическим давлением на прихожан и священников Церкви московского патриархата при попустительстве государственной власти. Слабой, следует отметить, так как гармонизация межэтнических отношений зависит от многих факторов, но главным образом от состояния государства.

- На мой взгляд, ситуация с межконфессиональными, межрелигиозными отношениями напрямую зависит от состояния нашего государства как института власти. Сильное государство объединяет, оберегает общество, народ. В слабом государстве нет стабильности, при этом надо понимать, что свято место пусто не бывает. Всегда найдутся те, кто попытается перехватить инициативу, воспользоваться ситуацией. Вспомним 1990-е годы, когда у нас произошел всплеск межрелигиозных конфликтов. Так что сильное государство - первое и главное условие межрелигиозного мира. Что касается традиционных религий на территории Югры и России в целом, то на протяжении всей истории между ними выстраивались нормальные отношения, главный принцип которых всегда был один: «уважай святыни соседа, и он будет уважать твои святыни», - подчеркнул депутат думы ХМАО-ЮгрыАнатолий Вац.

http://ugra-news.ru/article/05022016/25197

Полезные ссылки