Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Росгвардия информирует

«Мы жить хотели, мы не умирали!»

22 Августа 2019

Преемственность поколений – важная составляющая служебной деятельности сотрудников Урайского отдела вневедомственной охраны. Это не только стремление молодых росгвардейцев перенять профессиональный опыт и знания старших офицеров, но и желание из первых уст узнать о событиях давно минувших лет. Одна из наиболее важных традиций отдела – это посещение ветеранов Великой Отечественной войны.

Иван Петрович Шестаков, своими рассказами о военном прошлом, переносит молодых защитников Отечества в атмосферу далеких военных лет:

«Я помню, как нас везли на поезде в Свердловск, где я месяц проходил обучение на наводчика танковых машин в полковой школе. Страшно не было, мы были мальчишками, подшучивали друг над другом, пели песни, смеялись. Старшие офицеры молча наблюдали за нами, выражение их лиц трудно было разгадать. О чем они думали, я стал понимать спустя годы... Впереди была война.

В первом же бою, под Смоленском, я получил ранение. Экипаж танка состоял из 5 человек, после боя в живых остался я один… Я хорошо помню госпиталь и санитарок, которые ухаживали за тысячами раненных солдат. Каждого из нас они называли ”сынок“. Я помню с какой нежностью они разговаривали с нами, как ласково гладили по голове. У меня было очень тяжелое ранение, но в меня верили, мне говорили: ”Ты будешь жить!“ Слова поддержки предали мне сил, и я выжил. Мы жить хотели, мы не умирали».

После лечения я был зачислен в разведку 4-ой ударной Армии. Обучение длилось 2 недели. Жили в лесу с партизанами. По несколько суток вели наблюдение, потом отправлялись в тыл врага «за языком». Там много всего было: ели мерзлый хлеб, спали урывками, по очереди, где придется, были и рукопашные бои, были и потери товарищей. Но мы всегда поддерживали друг друга, помогали, как могли, в минуты затишья пели песни. О чем были наши песни? О жизни. Главное – жить, вернуться живым домой.

Запомнился мне бой, когда мы вышли в чистое поле, километра 2 шириной. А по ту сторону – солдаты немецкие. Тьма-тьмущая солдат. И мы пошли друг на друга. Развернулся бой, страшный бой. Не могу и не хочу вспоминать, как это было страшно.

В боях офицеры шли вперед. Не приказывали идти вперед, а сами шли в первых рядах. Это было для нас и примером, и всем. Вперед, только вперед!

В военные годы мы видели много жестокости, издевательств, боли, смертей. Но все же что-то человеческое оставалось в людях. Помню, когда мы уже не первую неделю жили в окопах, там была небольшая речушка. Мы спускались к ней за водой. Подходим к ней – а там немцы воду набирают, мы притихли – не стреляем, ждем. Они ушли, а потом мы за водой спустились, смотрим, а они тоже наблюдают. Так и ходили за водой – то они нас ждут, то мы их. А как же. Пить всем хочется.

Как же мы ждали писем, весточек из дома. Душа металась, как там родные? Все ли живы? Помню, читает нам офицер письмо из дома, от жены. Замолчал вдруг и говорит: «Вот бы голос ее услышать! Как хорошо было бы взять и вот так позвонить ей». Мы еще тогда подсмеивались над ним: это же сколько проводов связистам нужно? Далеко она, а мы здесь в окопах.

Новость о Победе я встретил в Лейпциге. Мы в тот день разминировали минное поле. Я тогда уже после второго ранения был направлен в разведывательную роту. Вдруг слышим – едет кто-то к нам на машине, быстро едет, шумно. Останавливается машина, а из нее выходит старый генерал, зовет нас к себе, руками машет. Подошли мы к нему, а он обнимает нас всех, целует и говорит: «Мальчишки, кончилась война! Кончилась!», а сам плачет. Ох, как мы радовались! Еще бы! Домой едем!»

Взволнованный рассказ ветерана прерывист. Боевые раны затянулись, но в памяти его навсегда останутся болезненные отголоски страшных военных лет. Иван Петрович часто закрывает лицо ладонями, вспоминая фронт. Ему тяжело говорить о военных годах, страшно вспоминать и оценивать пройденное. Страницы биографии ветерана обращены к нам, молодому поколению, нынешним и будущим защитникам Отечества. Иван Петрович не дает наставлений или советов. О пережитом он вспоминает дрожащим голосом, со слезами на глазах. Его история – часть военных лет. И наш долг сохранить ее и передать будущим поколениям.

 

Пресс-служба Управления Росгвардии по ХМАО-Югре

Надежда Дембик,

Урайский ОВО


Полезные ссылки