Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня Среда , 26 Июня 2019 года
ГОСУСЛУГИ

Глава города в социальных сетях

Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей

Новости

10 Августа 2017

Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций (МФО)

Информация Банка России от 22 июня 2017 г.
«Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав потребителей услуг МФО
»

Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг микрофинансовых организаций (далее - МФО) разработан саморегулируемыми организациями МФО в соответствии с требованиями регулятора. Стандарт устанавливает правила, которыми МФО должны руководствоваться при взаимодействии с потребителями их услуг. Он будет обязателен для всех МФО в России с 1 июля 2017 года.

Для того чтобы ограничить долговую нагрузку заемщиков МФО, базовый стандарт вводит запрет на предоставление заемщику более 10 (с 01.01.2019 - девяти) краткосрочных (до 30 дней) микрозаймов в течение одного года. Кроме того, МФО не сможет продлевать такие договоры более семи раз (а с 01.01.2019 - пяти) по одному договору. Также для снижения совокупной долговой нагрузки на заемщика и исключения практики перекредитования стандарт запрещает выдачу МФО следующего краткосрочного потребительского микрозайма до полного погашения предыдущего.

В соответствии с положениями базового стандарта, МФО первыми среди финансовых организаций будут обязаны отвечать на все обращения потребителей финансовых услуг в течение 15 рабочих дней с даты поступления обращения. Предполагается, что это увеличит возможности для досудебного урегулирования споров и позволит заемщикам без посредников обращаться в МФО для разрешения конфликтных ситуаций.

Стандарт также содержит рекомендации по работе с лицами с ограниченными возможностями и регламентирует процедуру реструктуризации просроченной задолженности.

Поскольку действующее законодательство не содержит прямого запрета ряда недобросовестных практик, стандарт определяет недопустимым оказание давления на потребителя с целью склонить его к выбору определенной услуги, стимулирование заключения нового договора займа на худших условиях для возврата первоначального займа, а также премирование работников МФО исключительно за выдачу займов без учета их фактического возврата.

Если МФО не соблюдает положения базового стандарта, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в саморегулируемую организацию, членом которой является такая МФО, с требованием о применении к ней мер воздействия. В свою очередь, Банк России осуществляет надзор за тем, как саморегулируемые организации МФО контролируют соблюдение требований базового стандарта.

Базовый стандарт будет регламентировать отношения МФО не только с гражданами, но и с субъектами малого и среднего предпринимательства и другими юридическими лицами.

Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (утв. Банком России 22 июня 2017)

 

Информация подготовлена управлением экономики и стратегического планирования Администрации города Сургута  по материалам Системы Гарант