Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Комитет по земельным отношениям

main

Иные вопросы (для дачников, садоводов)

03 Июня 2016

Вопрос: На садово-огородном участке разводят крупный рогатый скот, при этом в Уставе разрешено содержание только мелких животных. Как поступить в этом случае?

Вопрос: На земельном участке ставят грузовую технику, ремонтирует ее. Собственник не разрешает доступ на участок. Как поступить в этом случае?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются права, обязанности и ответственность членов такого объединения, а также основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия.

Гражданин может быть исключен из членов некоммерческого объединения, а равно лишен права пользования, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством, при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

При этом, решение об исключении из членов объединения согласно Федеральному закону принимается общим собранием членов объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

(Пункт 2.6 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.).

Также садоводческое, огородническое  некоммерческое объединение или его члены вправе обратиться за судебной защитой, представив факты нарушения собственных прав. Так, в судебной практике имеются случаи обращения в суд заинтересованных лиц (соседей, самого объединения) с иском к члену некоммерческого объединения о запрете содержать крупный рогатый скот на территории садового участка (поскольку это не соответствует его целевому назначению). С примером из судебной практики по данному вопросу можно ознакомиться по ссылке: https://rospravosudie.com/court-amurskij-gorodskoj-sud-xabarovskij-kraj-s/act-435924638/ .

Данный пример также применим к случаю, когда земельном участке ставят грузовую технику и ремонтирует ее (если это запрещено уставом некоммерческого объединения и (или) сопровождается нарушением норм земельного законодательства, причинением вреда и неудобств соседям и иным членам некоммерческого объединения). Заинтересованные лица вправе обратиться в суд к такому собственнику (владельцу) участка с иском о запрете совершать соответствующие действия.

Вопрос: Какие вопросы можно рассмотреть   в форме заочного голосования? Процедура проведения.

Ответ: Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) приём в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.

Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.

Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходо-расходной сметы, отчеты правления и ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения.

 

Вопрос: Как поступать, если собственник  земельного участка умер, а наследники в течение  долгого времени не объявлялись?

Ответ: Согласно ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.  В силу положений ч.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Статьёй 1153 ГК РФ установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 ГК РФ).

В соответствии со ст. 31 Федерального закона №66 от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» оборот( в том числе и изъятие) садовых, огородных и дачных земельных участков регулируется гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В силу положений п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования переходит в качестве выморочного имущества, в том числе, земельный участок или его доля в праве общей долевой собственности.

Таким образом, имущество умершего становится выморочным в силу закона со дня открытия наследства и сохраняет этот статус до момента оформления прав муниципального органа на наследство.

Орган местного самоуправления может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли умерших собственников на основании положений Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Важно отметить, что исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки приведен в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Общедоступная информация о земельном участке может быть предоставлена Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая в настоящее время является органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органом кадастрового учета в виде сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведений из государственного кадастра недвижимости.

Земельный участок является недвижимым имуществом (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В соответствии с п. 4 ст. 131 ГК РФ информация должна предоставляться в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Сведения об объекте недвижимости (земельном участке) могут предоставляться в виде выписки. Согласно п. 1 ст. 7 Закона №122-ФЗ выписка из ЕГРП должна содержать, в том числе зарегистрированные права на объект недвижимости, т.е. сведения о собственнике этого земельного участка.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) недвижимое имущество подлежит государственному кадастровому учету. Сведения, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими его определить в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, вносятся в государственный кадастр недвижимости. Согласно пп. 8 п. 2 ст. 7 Закона №221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости (ст. 14 Закона №221-ФЗ). Кроме того, за сведениями о том, кому принадлежит интересующий земельный участок, можно обратиться в Администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок.

Вопрос: Процедура избрания председателя правления?

Ответ:  В соответствии со статьёй  21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»  к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится в том числе вопрос избрания председателя правления и досрочного прекращения его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное.

В силу статьи  22 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»  правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается прямым тайным голосованием из числа его членов сроком на два года общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), если уставом такого объединения не предусмотрено иное.

В связи с тем, что в статье  22 Закона №  66-ФЗ есть ссылка, согласно которой уставом может быть предусмотрен другой порядок избрания председателя правления, можно ошибочно предположить, что это отступление относится и к возможности избрания правления не только из членов объединения.

Давая такую ошибочную трактовку вышеуказанной норме, в устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут быть внесены пункты о том, что членов правления возможно избирать не только из членов этого объединения, но и из членов их семей.

В действительности указание в статье на то, что уставом такого объединения может быть предусмотрено иное, имеет отношение лишь к процедуре голосования, а правление, так же как и его председатель, должно быть избрано из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно статье  16 Закона № 66-ФЗ положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству РФ и законодательству субъектов РФ.

В связи с тем, что закон не предусматривает возможности избрания членов правления и председателя правления из лиц, не являющихся членами садоводческого объединения, пункты устава, противоречащие закону, могут быть оспорены в суде.

Отвечая на многочисленные запросы садоводов, Минэкономразвития России опубликовало разъяснение статьи 22 Закона № 66-ФЗ. В письме от 21.09.2011 № ОГ-Д23-1351 Министерство подтвердило, что в состав правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут быть избраны лица из числа его членов.

Подготовлено правовым управлением Администрации города Сургута

 

Полезные ссылки