УТВЕРЖДЕНО на заседании рабочей группы по информационному сопровождению антитеррористической деятельности и информационному противодействию распространения идеологии терроризма АТК города Сургута
Председатель рабочей группы
Е.А. Швидкая
«24» ноября 2015 г.
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СУРГУТА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
- Общие положения.
- Настоящая Концепция определяет основные принципы, цель, задачи городской информационной политики в сфере противодействия распространения идеологии терроризма, направления и методы ее развития, координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества, гражданами, средствами массовой информации города Сургута.
- Положения Концепции исходят из следующих основных принципов:
а) консолидация усилий государственных органов власти, органов местного самоуправления и гражданского общества в последовательной системной комплексной информационной работе по противодействию угрозы терроризма;
б) открытость и публичность, направленная на формирование антитеррористического сознания всего населения города;
в) объективное, сбалансированное и гуманное информирование общественности, исключающее провокации по нагнетанию социальной напряжённости и паники;
г) противодействие расколу гражданского общества, отрицание стереотипов межнациональной, межконфессиональной розни в пользу цивилизованной нетерпимости к конкретным преступлениям и преступникам;
д) обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций при освещении событий, связанных с террористическими акциями, антитеррористической деятельностью;
- Цель и задачи городской информационной политики в сфере противодействия терроризму.
- Цель городской информационной политики в сфере противодействия терроризму – создание единого информационно-культурного пространства, препятствующего распространению идеологии насилия и розни в любых их формах и проявлениях, способствующего формированию в обществе устойчивого и осознанного неприятия экстремизма и терроризма, минимизации и (или) ликвидации причин и условий негативных процессов в общественных правоотношениях.
- Достижению цели способствует решение следующих основных задач:
а) создание эффективного механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления города Сургута, способного обеспечить своевременное, объективное и в доступной форме доведение до жителей города информации по вопросам противодействия терроризму, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму;
в) формирование позитивного образа сотрудников правоохранительных органов, честно выполняющих свой долг;
г) формирование правовой и нравственно-идеологической культуры жителей города Сургута;
д) совершенствование самоорганизации и этического саморегулирования журналистского сообщества как инструмента противодействия устремлениям террористов;
е) постоянный мониторинг криминогенной обстановки в городе, адекватности освещения выявленных проблем средствами массовой информации;
ж) проведение контрпропагандистской работы, направленной на идеологическое разоружение террористов и их пособников;
з) анализ динамики показателей общественного мнения;
и) активная демонстрация в СМИ результатов антитеррористической деятельности, свидетельствующих о неотвратимости наказания за преступления и правонарушения (уточнить, результаты какой деятельности (спецоперации, учения и др)).
III. Городская информационная система противодействия терроризму.
- Городская информационная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой информационной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму, направленной на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
- Основными координирующими центрами по информационному сопровождению мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, их идеологии, оперативному реагированию в СМИ на происходящие события в условиях реальной угрозы (возникновения) чрезвычайной ситуации являются:
а) Антитеррористическая комиссия города Сургута;
б) Оперативный штаб города Сургута (создается в случае возникновения ЧС);
г) Постоянно действующая рабочая группа по информационному сопровождению антитеррористической деятельности и информационному противодействию распространения идеологии терроризма при Антитеррористической комиссии города Сургута.
- Оперативный штаб города Сургута является единственным органом, осуществляющим освещение деятельности по противодействию терроризму и экстремизму в ходе контртеррористической операции либо ситуационного реагирования на проявления террористического характера.
а) В составе группировки сил и средств Оперативного штаба в городе Сургуте создается группа взаимодействия со СМИ. При проведении контртеррористической операции, ситуационного реагирования организуется пресс-центр, в котором официальная информация доводится до журналистов, аккредитованных при Оперативном штабе. Аккредитацию журналистов осуществляет пресс-секретарь Оперативного штаба.
б) Освещение первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта с санкции руководителя контртеррористической операции может осуществляться группой взаимодействия со СМИ, включенной в состав сил и средств Оперативного штаба в городе Сургуте.
- Правовую основу городской информационной политики в сфере противодействия терроризму составляют федеральные законы от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут, постановлением Главы города Сургута от 06.02.2014 № 12 «Об антитеррористической комиссии муниципального образования городской округ город Сургут» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нормативные правовые акты муниципального образования городской округ город Сургут.
- Основные направления и методы реализации городской информационной политики в сфере противодействия терроризму.
- Настоящая Концепция определяет следующие направления взаимодействия территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций (объединений), других институтов гражданского общества, граждан, средств массовой информации города Сургута:
а) противодействие идеологии терроризма (профилактика);
б) информационное сопровождение проводимых мероприятий;
в) оперативное реагирование в СМИ на происходящие события в условиях проявлений терроризма, реальной угрозы (возникновения) чрезвычайной ситуации.
- К основным методам противодействия идеологии терроризма относятся:
а) раскрытие антиобщественного и антигуманного характера терроризма, экстремизма, деятельности террористических организаций;
б) разоблачение пропагандистских лозунгов и теоретических установок на проведение террористической и иной экстремистской деятельности;
в) организация взаимодействия органов власти, религиозных, этнических объединений, других институтов гражданского общества по защите молодежи от вербовки их в экстремистские группировки;
г) пропаганда средствами массовой коммуникации установок этнокультурного взаимоуважения, формирование в обществе духовно-нравственных ценностей, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому, межконфессиональному миру и согласию;
д) проведение городских конференций, семинаров и совещаний с участием представителей государственных органов, СМИ, общественных и религиозных организаций и объединений граждан по соответствующей проблематике;
- К основным методам информационного сопровождения проводимых мероприятий относятся:
а) обеспечение аккредитации журналистов, оказание содействия СМИ в ведении постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио, в сети Интернет;
б) реализация планов по информационно-пропагандистскому сопровождению деятельности по противодействию терроризму;
в) организация регулярных выступлений руководителей правоохранительных органов, религиозных, общественных организаций в сфере профилактики терроризма в СМИ;
г) проведение совместных пресс-конференций, брифингов по освещению следственной и оперативно-розыскной, профилактической работы по делам антитеррористической направленности;
д) формирование банка данных методических и информационных материалов в сфере противодействия терроризму;
е) обучение и повышение квалификации представителей средств массовой информации.
- К основным методам оперативного реагирования в СМИ на происходящие события в условиях проявлений терроризма, реальной угрозы (возникновения) чрезвычайной ситуации относятся:
а) анализ реальной ситуации и разработка регламента оперативного реагирования в средствах массовых коммуникаций на события в условиях проявлений терроризма и экстремизма, реальной угрозы (возникновения) различных видов чрезвычайной ситуации;
б) закрепление и распределение функций и задач в пресс-службе Администрации города Сургута, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти;
в) подготовка уполномоченными должностными лицами информации в СМИ по фактам и событиям реальной угрозы (возникновения) чрезвычайной ситуации.
- При проведении контртеррористической операции, ситуационного реагирования к основным мерам оперативного реагирования группы взаимодействия со СМИ Оперативного штаба в городе Сургуте относятся:
а) своевременное доведение до представителей СМИ и общественности информации о совершении террористического акта, ходе и результатах мероприятий проводимых в рамках контртеррористической операции, ситуационного реагирования;
б) незамедлительное обнародование решения о введении режима контртеррористической операции, перечня применяемых мер и временных ограничений, а также об отмене режима контртеррористической операции;
в) недопущение распространения информации о формах и методах деятельности субъектов противодействия терроризму при организации ситуационного реагирования и проведении контртеррористической операции.
- Ожидаемые результаты реализации Концепции.
- Результатами мероприятий по реализации Концепции должны стать:
а) создание механизма оперативного, объективного, достоверного освещения принимаемых мер по противодействию терроризму, а также событий в условиях реальной угрозы (возникновения) чрезвычайной ситуации;
б) поддержание взаимного доверия и партнёрства между населением, представителями общественности, СМИ, органами государственной власти и местного самоуправления, недопущение провокаций по нагнетанию социальной напряженности в кризисных ситуациях;
в) неприятие жителями города идеологии терроризма;
г) формирование у граждан навыков применения правил поведения в различных видах чрезвычайных ситуаций.