Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Архив

Итоги социально-экономического развития города за 2014 год

 Скачать

Итоги социально-экономического развития муниципального образования

городской округ город Сургут за 2014 год

 

Показатели

Единица

измерения

2013 год

отчет

2014 год

отчет

2014 год к 2013 году,

%

 

1. Промышленность

 

1.1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним производителям промышленной продукции

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

100 660,7

389 024,7[*]

386,5

- в ценах соответствующих лет без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов»

млн.

рублей

100 660,7

99 065,2

98,4

- индекс физического объема

%

68,7

374,1*

-

- индекс физического объема без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов»

%

68,7

94,4

-

- индекс цен

%

105,9

103,3

-

в том числе:

 

 

 

 

 

1.1.1. Добыча полезных ископаемых

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

6 754,0

4 610,3

68,3

- индекс физического объема

%

13,7

61,7

-

- индекс цен

%

100,1

110,7

-

 

1.1.2. Обрабатывающие производства

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

5 513,3

295 704,4*

5 363,5

- в ценах соответствующих лет без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов»

млн.

рублей

5 513,3

5 744,9

104,2

- индекс физического объема

%

98,2

5 199,8

-

- индекс физического объема без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов»

%

98,2

93,7

-

- индекс цен

%

107,6

103,1

-

 

1.1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

88 393,4

88 710,0

100,4

- индекс физического объема

%

99,0

96,9

-

- индекс цен

%

106,3

103,5

-

1.2. Производство основных видов промышленной продукции в натуральном выражении

 

1.2.1. Электроэнергия

млн.

кВт-час

62 143,3

59 981,0

96,5

1.2.2. Теплоэнергия

тыс. Гкал

3 646,9

3 794,9

104,1

1.2.3. Cборный железобетон

тыс.

куб. м

275,2

229,9

83,5

1.2.4. Материалы нетканые

млн.

кв. м

22,9

36,3

158,8

1.2.5. Хлебобулочные изделия

тонн

12 689,6

13 179,9

103,9

1.2.6. Кондитеpские изделия

тонн

437,3

394,1

90,1

1.2.7. Колбасные изделия

тонн

8 642,7

7 491,6

86,7

1.2.8. Мясные полуфабрикаты

тонн

665,1

795,9

119,7

 

2. Строительство и инвестиции

 

2.1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – всего

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

48 892,3

51 823,3

106,0

- индекс физического объема

%

103,5

101,1

-

- индекс цен

%

105,5

104,8

-

в том числе:

 

 

 

 

2.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов

тыс. кв. м

308,1

343,6

111,5

2.2.1. В том числе индивидуальных жилых домов

тыс. кв. м

17,0

19,9

116,7

2.3. Объем работ, выполненных

по виду деятельности «строительство»

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

47 922,6

42 061,2

87,8

- индекс физического объема

%

112,7

82,2

-

- индекс цен

%

107,4

106,8

-

 

3. Транспорт и связь

 

3.1. Выполнено услуг по виду

экономической деятельности «транспорт и связь» по крупным

и средним организациям:

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

189 679,2

184 909,0

97,5

- индекс физического объема

%

96,1

98,9

-

- индекс цен

%

111,2

98,6

-

4. Малый бизнес

 

4.1. Оборот малого бизнеса:

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

118 099,1

127 416,7

107,9

- индекс физического объема

%

105,9

101,4

-

- индекс цен

%

106,0

106,4

-

4.2. Численность занятых в малом бизнесе

тыс.

человек

40,0

40,1

100,3

 

5. Рынок товаров и услуг (по крупным и средним организациям)

 

5.1. Оборот розничной торговли:

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

45 996,2

58 332,1

126,8

- индекс физического объема

%

127,7

120,0

-

- индекс цен

%

106,3

105,7

-

5.2. Оборот общественного

питания:

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

1 863,7

2 937,5

157,6

- индекс физического объема

%

121,1

145,8

-

- индекс цен

%

106,6

108,1

-

5.3. Объем платных услуг населению:

 

 

 

 

- в ценах соответствующих лет

млн.

рублей

24 962,4

22 131,1

88,7

- индекс физического объема

%

100,7

82,8

-

- индекс цен

%

106,0

107,1

-

 

6. Финансы

 

6.1. Сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям (прибыль минус убыток)

млн.

рублей

353 943,1

1 108 530,2

313,2

6.2. Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) по крупным

и средним организациям

млн.

рублей

101 716,3

107 338,9

105,5

 

7. Демография и занятость

 

7.1. Естественный прирост

тыс.

человек

4 701

4 911

104,5

7.2. Миграционный прирост

тыс.

человек

2 101

3 657

174,1

7.3. Численность постоянного

населения:

 

 

 

 

- на начало года

тыс.

человек

325,5

332,3

102,1

- на конец года

тыс.

человек

332,3

340,8

102,6

- среднегодовая

тыс.

человек

328,9

336,6

102,3

7.4. Из общей численности населения (на начало года):

 

 

 

 

- моложе трудоспособного возраста

 

тыс.

человек

65,4

69,4

106,2

%

20,1

20,9

-

- в трудоспособном возрасте

 

тыс.

человек

221,8

222,2

100,2

%

68,2

66,9

-

- старше трудоспособного возраста 

тыс.

человек

38,3

40,7

106,2

%

11,8

12,2

-

7.5. Численность пенсионеров

(на конец года)

тыс.

человек

82,9

86,3

104,2

в том числе пенсионеров по старости

тыс.

человек

74,0

77,2

104,3

7.6. Среднегодовая численность экономически активного населения

тыс.

человек

169,0

169,1

100,1

7.7. Среднегодовая численность

занятых в экономике на территории МО

тыс.

человек

163,3

163,8

100,3

7.8. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года)

тыс.

человек

0,245

0,229

93,5

7.9. Уровень регистрируемой безработицы

%

0,14

0,14

-

7.10. Доля численности занятых

в экономике в численности экономически активного населения

%

96,6

96,9

-

 

8. Уровень жизни населения

 

8.1. Среднемесячная заработная плата одного работающего

по крупным и средним организациям

рублей

68 745

72 284

105,1

8.2. Среднемесячный доход на душу населения

рублей

46 869

48 992

104,5

8.3. Среднемесячный располагаемый доход на душу населения (за вычетом обязательных платежей)

рублей

40 828

42 661

104,5

8.4. Среднемесячный размер

трудовой пенсии по старости

рублей

16 408

17 784

108,4

8.5. Социальные индикаторы

 

 

 

 

8.5.1. Индекс потребительских цен

 

 

 

 

- в среднем за год

%

106,3

106,1

-

- декабрь к декабрю

%

106,2

108,2

-

8.5.2. Темп роста денежных доходов населения

%

105,8

104,5

-

8.5.3. Реальные доходы населения

%

99,6

98,5

-

8.5.4. Темп роста номинальной

заработной платы

%

105,7

105,1

-

8.5.5. Реальная заработная плата

%

99,4

99,1

-

8.5.6. Темп роста номинальной

трудовой пенсии по старости

%

110,1

108,4

-

8.5.7. Реальная трудовая пенсия

по старости

%

103,5

102,2

-

8.6. Прожиточный минимум

по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре:

 

 

 

 

- в среднем на душу населения

рублей

10 749

11 553

107,5

- для трудоспособного населения

рублей

11 511

12 273

106,6

- для пенсионеров

рублей

8 751

9 324

106,5

- для детей

рублей

10 305

11 094

107,7

8.7. Соотношение прожиточного минимума и:

 

 

 

 

- среднедушевого дохода

k

4,4

4,2

97,3

- заработной платы

k

6,0

5,9

98,6

- трудовой пенсии

k

1,9

1,9

101,7

 

Примечание:* согласно письму от 31.10.2014 № нн-74-06/248 МС Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области в объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним производителям промышленной продукции.

В 2014 году основные тенденции социально-экономического развития города Сургута характеризовались достижением определенных результатов
в свете решения задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании о бюджетной политике, указах Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 года, а также нормативными документами Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года и Стратегией социально-экономического развития города Сургута до 2020 года.

По данным единого государственного регистра предприятий
и организаций, без учета перерегистрации в налоговых органах, общее количество учтенных организаций по городу Сургуту за год увеличилось
на 3 % и составило по состоянию на 01.01.2015 – 13 163 единицы.

По данным единого государственного регистра индивидуальных предпринимателей общее количество учтенных индивидуальных предпринимателей составило 11 356 единиц (104,8 % по отношению к данным на 01.01.2014).

Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования за 2014 год (в процентах к 2013 году в сопоставимых ценах):

- индекс промышленного производства – 374,1 % *,

- индекс промышленного производства без учёта объёмов по виду экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» – 94,4 %;

- инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах – 101,1 %;

- ввод жилых домов – 111,5 %;

- объем выполненных работ и услуг по виду деятельности «строительство» - 82,2 %;

- выполнено услуг по виду экономической деятельности «транспорт и связь» – 98,9 %;

- сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям (прибыль минус убыток) – 313 %;

- оборот розничной торговли – 120,0 %;

- оборот общественного питания – 145,8 %;

- объём платных услуг населению – 82,8 %;

- численность постоянного населения (на конец года) – 102,5 %;

- уровень регистрируемой безработицы (на конец года) – 0,14 %;

- среднемесячный душевой доход – 104,5 %;

- среднемесячная заработная плата – 105,1 %;

- среднемесячная трудовая пенсия по старости – 108,4 %;

- реальные доходы населения – 98,5 %;

- реальная заработная плата – 99,1 %;

- реальная трудовая пенсия по старости – 102,2 %.

За отчетный год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним производителям промышленной продукции составил 389 млрд. рублей, индекс промышленного производства к уровню соответствующего периода предыдущего года – 374,1 %; объем производства без учета кокса и нефтепродуктов - 99,1 млрд. рублей и 94,4 % соответственно.

Рост, в основном, обусловлен включением в статистическую отчётность по муниципальному образованию вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» в соответствии с действующей методологией Росстата. Отсутствие данных по производству продукции в натуральном выражении по видам данного подраздела по городу Сургуту, связано с тем, что предприятие – производитель продукции осуществляет деятельность за пределами муниципального образования.

Изменение методики учёта в разрезе муниципальных образований повлекло и изменение структуры промышленного производства. В общем объёме промышленной продукции 76 % приходится на долю вида экономической деятельности «обрабатывающие производства», из них 98,1 % составляет «производство кокса и нефтепродуктов», доля энергетической отрасли составляет 22,8 %, удельный вес по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - 1,2 %.

Производство основных видов промышленной продукции за отчетный год в натуральном выражении (в процентах к уровню 2013 года):

- электроэнергия – 60,0 млрд. кВт-час (96,5%);

- теплоэнергия – 3,8 млн. Гкал (104,1%);

- сборный железобетон (конструкции и детали железобетонные) – 229,9 тыс. куб. метров (83,5%);

- хлебобулочные изделия – 13,2 тыс. тонн (103,9%);

- колбасные изделия – 7,5 тыс. тонн (86,7%).

 

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – 51,8 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года – 101,1%, объем выполненных работ и услуг по виду деятельности «строительство» – 42,1 млрд. рублей (82,2 %).

Введено 343,6 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений,
в том числе в индивидуальных жилых домах – 19,9 тыс. кв. метров.

В 2014 году приняты в эксплуатацию объекты:

1) социальной сферы:

- 6 детских дошкольных учреждений на 1620 мест в микрорайонах 32, 5А, 24, ПИКС, 37, 34, из них 5 детских садов построены в рамках государственно-частного партнерства (финансирование (выкуп) из средств окружного бюджета и софинансирование местного бюджета) и один детский сад - за счет средств программы «Сотрудничество»;

- детский сад для работников Сургутского государственного университета (реконструкция, расширение здания) площадью 7,97 тыс.кв.метров в рамках адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

- детский сад на 71 место (1,675 тыс.кв.метров) во встроенно-пристроенном помещении жилого дома по улице Университетской,11, построенный за средства общества с ограниченной ответственностью «Запсибинтерстрой»;

- общеобразовательная школа на 825 мест, школа - детский сад на 200 учащихся и 100 мест для детей дошкольного возраста в рамках государственно-частного партнерства, произведен выкуп данных объектов из средств окружного бюджета при софинансировании местного бюджета;

- спортивный центр с универсальным игровым залом по улице Ивана Захарова -2,4 тыс.кв.метров;

2) коммунальной и транспортной инфраструктуры:

129,98 км инженерных сетей для подключения социальных
и производственных объектов, в том числе:

  • водопроводных - 13,6 км;
  • канализационных (в том числе ливневой) - 12,9 км;
  • тепловых – 12,9 км;
  • линий электропередач – 33,5 км;
  • наружного освещения – 4,7 км;
  • связи – 2,3 км;
  • газоснабжения – 50,08 км, в том числе реконструкция участков газопроводов высокого давления автоматических газораспределительных станций (далее - АГРС): АГРС 4 по улицам Магистральной, Домостроителей (13,6 км), АГРС 3 на участке №2 до котельной ГРЭС по улице Промышленной (33,4 км).

За счёт бюджетных средств были введены в эксплуатацию:

  • 1 контрольно-распределительный пункт (застройка 32 микрорайона),
  • инженерные сети по улице 1 «З» от Нефтеюганского шоссе до канализационных очистных сооружений с очистными сооружениями ливневой канализации очистных сооружений (ОС-2);
  • магистральный водовод от водозабора 8А по Нефтеюганскому шоссе (сети водоснабжения жилой и промышленной зоны речпорта с увеличением диаметра);
  • инженерные сети для подключения 10 социально-значимых объектов: 7 детских садов, общеобразовательной школы, школы - детского сада, спортивного центра;
  • 5,6 очереди объездной автомобильной дороги - 20,892 км, в том числе съездов - 6,132 км.

Хозяйствующими субъектами приняты в эксплуатацию:

  • дымовая труба №3 (для организации выбросов блока №6 Сургутской ГРЭС-2) протяженностью 270 метров, газоходы – 219 метров (открытое акционерное общество «Э.ОН Россия»);
  • железнодорожные пути необщего пользования – 2,13 км (производственная база общества с ограниченной ответственностью «Доркомплект»);
  • базовая станция сети сотовой радиотелефонной связи в поселке Кедровый (общество с ограниченной ответственностью «Екатеринбург-2000»);
  • контрольно-распределительные пункты, блочные и комплектные трансформаторные подстанции напряжением 35 кВА и выше для подключения производственных и социальных объектов;
  • за счет расширения сетей газоснабжения на территориях предприятий были подключены 7 котельных, в том числе 1 котельная для гипермаркета «Чеховский».

Также частными инвесторами построены и введены в эксплуатацию 304,7 тыс. кв. метров объектов коммерческого и иного социального предназначения, в том числе:

  • православный комплекс в честь великомученика Георгия Победоносца
    в парке «За Саймой» - 4,6 тыс.кв.метров, в который входит дом причта (центр социальной помощи семье и детям), епархиальное управление, гостиница
    (ул. Университетской, 25 «а») площадью 3,8 тыс.кв.метров, построенные
    за средства общества с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой»;
  • храмовый комплекс «Умиление» (часовня) в микрорайоне Железнодорожников площадью 52,9 кв. метра, заказчиком которого является Приходской Совет Тобольско-Тюменской епархии Московского Патриархата русской православной церкви;
  • бюро похоронного обслуживания на территории городского кладбища – 0,132 тыс.кв.метров;
  • автодром в зоне ГРЭС -11,3 тыс.кв. метров;
  • 27,1 тыс. кв. метров встроенно-пристроенных офисных, социальных, общественных помещений в жилых домах;
  • 59,2 тыс. кв. метров предприятий торговли;
  • 13,2 тыс.кв. метров административных и офисных помещений;
  • 185,3 тыс. кв. метров производственных объектов, в том числе 11 автостоянок, 2 станции техобслуживания, автоцентры: по Нефтеюганскому шоссе (общество с ограниченной ответственностью «Гулливер»), автоцентр «Мерседес-Бенц» по Югорскому тракту (закрытое акционерное общество «Спецремтехника»), автосалон по улице Профсоюзов (общество
    с ограниченной ответственостью «Сибкар Сервис»).

 

По виду экономической деятельности «транспорт и связь» за отчетный год объем оказанных услуг составил 184,9 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню 2013 года – 98,9%.

Оборот малого бизнеса за отчетный период – 127,4 млрд. рублей, или 101,4% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года.

По крупным и средним организациям в 2014 году:

оборот розничной торговли составил 58,3 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года – 120 %, по сопоставимому кругу организаций 2014 года – 105,4 %;

оборот общественного питания – 2,9 млрд. рублей, в сопоставимых ценах
к уровню предыдущего года – 145,8 %, по сопоставимому кругу организаций 2014 года – 118,4 %.

Цены на товары увеличились на 5,7 % к уровню предыдущего года,
на продукцию общественного питания – на 8,1 %.

Доля оборота розничной торговли города в общем обороте
по округу около 30 %, общественного питания – 18 %.

В 2014 году введено в эксплуатацию 56 торговых объектов, в том числе 6 крупных торговых комплексов общей торговой площадью 26,2 тыс. кв. метров.

Продолжали расширяться ранее открытые крупные торгово-развлекательные комплексы. Введен в эксплуатацию 2-й этап строительства торгово-развлекательного центра «Сити-Молл» торговой площадью
18 тыс. кв. метров, где разместился первый в ХМАО – Югре гипермаркет «OBI» формата «Сделай сам». «OBI» - крупнейшая международная компания по продаже строительных материалов, товаров для дома, дачи и огорода.

Состояние розничной торговли определяют розничные торговые сети различной специализации и ценовой политики. Развитие предприятий сетевых компаний оказывает влияние на удовлетворение покупательского спроса, улучшение качества торгового обслуживания населения, а также способствует росту конкуренции на потребительском рынке.

В последние годы в структуре сетевых магазинов основная доля приходится на магазины федеральных и региональных сетей.

Наряду с развитием сетевого принципа организации торгового обслуживания продолжается открытие продовольственных магазинов «шаговой доступности», магазинов «эконом-класса» на первых этажах жилых домов и в отдельно стоящих зданиях в районах новой жилой застройки. В отчетном году было открыто 47 таких магазинов общей торговой площадью
34,4 тыс. кв. метров.

Фирменные магазины предприятий местной пищевой промышленности работают как универсальные продовольственные с полным ассортиментом товаров (26 единиц).

Идет процесс замещения торговых объектов, испытывающих финансовые сложности, предприятиями розничной торговли, имеющими устойчивое финансовое состояние. В 2014 году закрыто 36 магазинов общей торговой площадью 7,9 тыс. кв. метров.

На 01.01.2015 в городе функционировало 1 457 объектов розничной торговли общей торговой площадью 629 тыс. кв. метров, в том числе 1 021 магазин и 436 мелкорозничных предприятия. К уровню предыдущего года общая торговая площадь увеличилась на 60 тыс. кв. метров или на 10,6 %. В результате развития инфраструктуры розничной торговли за отчётный год создано 907 новых рабочих мест.

При достаточной обеспеченности торговыми площадями сохраняется мелкорозничная торговая сеть. Упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети – одно из направлений улучшения качества торгового обслуживания.

Создана рабочая группа по вопросам размещения нестационарных объектов на территории города. В соответствии со схемой размещения нестационарных объектов на территории города, утвержденной постановлением Администрации города от 03.04.2012 № 2199, предусмотрено к размещению 340 нестационарных объектов, из них 296 - торговых.

Благодаря высокому потребительскому потенциалу сфера общественного питания является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики города, в частности:

- развитие сети предприятий быстрого питания и предприятий, предоставляющих посетителям дополнительные услуги;

- развитие сетевых форм организации предприятий общественного питания, включая специализированные.

- ресторанный бизнес.

За год открыто 26 предприятий общественного питания на 2 667 посадочных мест, в том числе 23 предприятия общедоступной сети на 2 159 посадочных мест, включая 6 ресторанов на 1 020 мест, и 3 столовых закрытого типа на 607 мест, из них 2 школьные столовые. Впервые в Сургуте был открыт безалкогольный бар здоровой еды «Vegen».

Закрыто 10 объектов общественного питания на 570 мест, помещения переоборудованы для размещения торговых мест и другие цели.

По состоянию на 01.01.2015 в городе функционировало 553 предприятия общественного питания на 38 763 посадочных места, из них 383 - общедоступной сети на 21 872 посадочных места. К уровню предыдущего года общедоступная сеть увеличилась на 1 759 посадочных мест или на 8,7 %.

За счёт открытия предприятий общественного питания за отчётный год создано 241 новое рабочее место.

Сеть предприятий быстрого питания на 01.01.2015 насчитывала 48 единиц на 2 852 места, которые в основном расположены в крупных торгово-развлекательных центрах.

Объём платных услуг населению по крупным и средним организациям составил 22 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года – 82,8 %.

Объём платных услуг населению по муниципальному образованию составляет около 35 % от объёма в целом по автономному округу. В общем объёме, оказываемых населению платных услуг, основной удельный вес (более 80 %) приходится на услуги обязательного характера - транспортные, жилищно-коммунальные, связи.

На 01.01.2015 года в городе функционировало 46 объектов гостиничного хозяйства на 2 190 мест. К уровню предыдущего года мощность гостиниц увеличилась на 149 мест или на 7,3 %. Сохраняется тенденция развития сетей гостиниц эконом-класса.

Инфраструктура объектов бытового обслуживания развивается за счёт интеграции в крупные торговые объекты. Возросла степень удовлетворенности потребностей горожан в бытовых услугах за счёт более полного территориального охвата жилых районов.

На 01.01.2015 года бытовые услуги населению города оказывали 927 предприятий с численностью работающих 3,6 тыс. человек. За год количество предприятий бытового обслуживания увеличилось на 6,1 % (на 53 единицы), количество рабочих мест – на 8 % (на 266 единиц).

Общая площадь жилищного фонда (квартир) муниципального образования за год увеличилась на 4,7 % составила 7,3 млн. кв.метров.

В течение года было снесено 13 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, 6 тыс. кв. метров – фенольного.

Управление жилищным фондом осуществляется 42 управляющими компаниями и 50 товариществами собственников жилья.

Одной из проблем отрасли остается жилищный фонд временных ветхих, аварийных и непригодных для жилья строений, сегодня это 1067 строений общей площадью 167 тыс. кв. метров. За отчетный период улучшили жилищные условия 139 семей, проживающих в данном жилищном фонде.

На 01.01.2015 протяженность эксплуатационного пассажирского автобусного пути города составляла 1 039,5 км (на 01.01.2014 – 1 091 км). Городская маршрутная сеть включала 54 маршрута, в том числе:

- 23 постоянных автобусных маршрута;

- 12 – сезонных;

- 4 – специальных;

- 1 – временный;

- 14 – в режиме маршрутного такси.

Развитие транспортной системы является необходимым условием экономического роста и улучшения качества жизни населения города.
В соответствии с муниципальным контрактом общества с ограниченной ответственностью «Южный Научно-Исследовательский Союз» (город Ставрополь) в 2013 году была разработана концепция долгосрочной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта города Сургута на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года» (далее - Концепция).

В связи с реализацией мероприятий Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта города Сургута на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года» произошло изменение основных показателей, характеризующих маршрутную сеть городского пассажирского транспорта по сравнению с аналогичным периодом 2013 года:

- продолжилась работа по замене транспортных средств особо малого класса (пассажировместимостью 13-15 пасс.) на автобусы малого класса (пассажировместимостью до 43 пасс.), что позволило сократить количество автобусов на маршрутах, обслуживаемых данными автобусами.

- изменены схемы 10 маршрутов (№ 5, 5А, 23, 24, 26, 30, 45, 47, 71, 95);

- закрыты 4 маршрута (№ 17, 17А, 27, 50);

- открыты 3 новых маршрута (№ 51, 52 и 42 (временный)).

Мероприятия по сокращению количества автобусов на городских маршрутах проведены в целях оптимизации расходов бюджета города
на субсидирование пассажирских перевозок, повышения эффективности работы пассажирского транспорта общего пользования и снижения нагрузки
на улично-дорожную сеть.

На 01.01.2015 площадь улиц и дорог составляет 4 337,3 тыс. кв. метров
(на 01.01.2014 – 4 153,3 тыс. кв. метров).

Увеличение площади улично-дорожной сети города обусловлено вводом
в эксплуатацию законченного строительством 5 и 6 очередей Восточной объездной дороги.

Выполнен текущий ремонт 68,47 тыс. кв. метров дорог, 243 тыс. кв. метров объектов улично-дорожной сети, нанесено защитное покрытие из литых эмульсионно-минеральных смесей на 152 тыс. кв. метров дорог, нанесено 595 км дорожной разметки, выполнено 8 искусственных неровностей для принудительного снижения скорости.

Кроме того, в рамках соглашения, заключенного между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и открытым акционерным обществом «Сургутнефтегаз» силами открытого акционерного общества
«Сургутнефтегаз» выполнен ремонт 44 тыс.кв. метров дорог. Общая сумма затрат составила 92,4 млн. рублей (включая НДС).

В целях увеличения мощности системы водоотведения и водоснабжения для реализации жилищного строительства и подключения новых потребителей, повышения надежности работы системы канализации в городе реализуются инвестиционные программы «Развитие систем водоснабжения на территории муниципального образования городской округ город Сургут» на 2009-2018 годы», «Развитие систем водоотведения на территории муниципального образования городской округ город Сургут» на 2009-2018 годы».

 

В городе по итогам 2014 года функционировали 106 муниципальных образовательных учреждений, в том числе: 58 дошкольных, 42 общеобразовательных, 1 межшкольный учебный комбинат, 5 учреждений дополнительного образования детей.

Сеть учреждений здравоохранения включала 10 больничных учреждений на 3 166 коек и 23 амбулаторно-поликлинических учреждения на 8 431 посещение в смену.

Социальное обслуживание населения осуществлялось 7 учреждениями.

В городе функционировали 566 спортивных сооружений.

Муниципальная сеть учреждений культуры и искусства города Сургута была представлена 18 учреждениями, из них 11 учреждений культуры и искусства и 7 учреждений дополнительного образования.

В рамках Года культуры и 420-летия со дня основания города в отчётном периоде проведено более 160 культурно-массовых мероприятий.

На территории города действует три учреждения по работе с молодёжью: муниципальное автономное учреждение по работе с молодёжью «Наше время»; муниципальное учреждение по работе с подростками и молодёжью по месту жительства «Вариант»; муниципальное бюджетное учреждение «Центр специальной подготовки «Сибирский легион».

В результате того, что темпы прироста населения города опережают темпы прироста мощностей объектов социальной сферы, обеспеченность населения объектами отдельных отраслей социальной сферы сохраняется на прежнем уровне, а по ряду показателей снижается:

- дошкольными образовательными учреждениями – 78,5 %;

- общеобразовательными учреждениями – 73,1 %;

- больничными учреждениями – 69,0 %;

- амбулаторно-поликлиническими учреждениями – 136,3 %;

- массовыми библиотеками (книгообеспеченность) – 81,2 %;

- учреждениями культурно-досугового типа – 7,34 %;

- музеями – 100 %;

- парками культуры и отдыха – 29,3 %;

- профессиональными театрами – 173,7 %;

- филармониями – 100 %;

- кинотеатрами – 205,4 %;

- спортзалами – 56,5 %;

- бассейнами – 17,3 %.

 

Сальдированный финансовый результат по всем видам экономической деятельности по крупным и средним организациям за 2014 год составил 1 108,5 млрд. рублей (к уровню предыдущего года – 313 %).

Значительный рост в отчётном году отмечен по объёмам просроченной дебиторской задолженности (налог на добавленную стоимость, акцизы) – в 2,3 раза.

За отчётный год налогоплательщиками города во все уровни бюджета перечислено 456 млрд. рублей, что на 28 % больше уровня предыдущего года. В общем объёме налоговых поступлений в бюджетную систему по округу на долю города приходится 23,7 %.

По сравнению с уровнем предыдущего года наиболее значительно увеличились объёмы поступлений налога на прибыль организаций (в 2,5 раза), налогов на товары, работы, услуги (на 26 %).

Общий объем доходов, поступивших в бюджет города за отчётный период, составил 21,8 млрд. рублей или 120,6 % к уровню предыдущего года.

По сравнению с уровнем предыдущего года объём безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций на реализацию муниципалитетом переданных государственных полномочий, субсидий на софинансирование инвестиционных программ и иных межбюджетных трансфертов увеличился на 65,7 % и составил 11,7 млрд. рублей.

Налоговые поступления бюджета города в отчётном году - 8,5 млрд. рублей или 90 % к уровню предыдущего года, неналоговые – 1,9 млрд. рублей (118 % к уровню 2013 года).

Структура налоговых поступлений бюджета города в разрезе видов налоговых платежей:

- налог на доходы физических лиц – 77,2 %;

- налоги на совокупный доход – 14,9 %;

- налоги на имущество – 6,9 %;

- прочие налоговые поступления - 1 %.

К уровню предыдущего года поступление налога на доходы физических лиц снизилось на 6,6 %, налогов на имущество – на 47 %. Объёмы поступлений налогов на совокупный доход сохранились на уровне 2013 года (100,3 %).

Снижение поступлений доходов обусловлено снижением с 01.01.2014 единого норматива зачисления по налогу на доходы физических лиц с 45 % до 38,5 %, а также исключением из доходной части бюджета города поступлений по транспортному налогу.

Расходы бюджета за отчётный год – 22,3 млрд. рублей или 112 % к уровню предыдущего года. Исполнение бюджета по статьям расходов соответствует бюджетным обязательствам.

По итогам 2014 года полученный эффект от реализации мероприятий по мобилизации доходов, проведённых в соответствии с планом по мобилизации доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга бюджета городского округа город Сургут, составил 757,8 млн. рублей или 112 %
от плана. Бюджетный эффект в результате оптимизации расходов бюджета города - 228,6 млн. рублей или 109 % от плана.

Естественный прирост населения города за 2014 год составил 4,9 тыс. человек, численность родившихся – 6,9 тыс. человек, умерших – 2 тыс. человек. К уровню предыдущего года естественный прирост увеличился на 4,5 %, в том числе рождаемость – на 3,1 %.

Уровень рождаемости в 3,4 раза превышает уровень смертности, что, по-прежнему, обусловлено высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста.

Миграционный прирост за отчётный год составил по предварительным данным 3,7 тыс. человек (2013 год – 2,1 тыс. человек).

Муниципальное образование находится в процессе изменения возрастной структуры населения, обусловленного вступлением в трудоспособный возраст малочисленного молодого поколения и выбытием из трудоспособного возраста многочисленного пожилого поколения.

Средний возраст населения города на 01.01.2014 - 33,5 года, в том числе мужчин – 32,3, женщин – 34,6.

Коэффициент общей нагрузки на лиц трудоспособного возраста детьми и пожилыми увеличился с 01.01.2013 по 01.01.2014 с 467 до 495, при этом коэффициент нагрузки детьми в 1,7 раза превышает коэффициент нагрузки пожилыми.

Численность постоянного населения города на 01.01.2015 составила 340,8 тыс. человек, прирост за год 8,5 тыс. человек или 2,6 %.

На рынке труда города сохраняется тенденция снижения удельного веса трудовых ресурсов в общей численности населения, обусловленного снижением удельного веса населения в трудоспособном возрасте, что, в свою очередь, определяет и снижение уровня общей безработицы.

В отчётном году в экономике на территории муниципального образования было занято 163,8 тыс. человек, что составило 96,9 % от общей численности экономически активного населения.

Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций увеличилась по сравнению с уровнем предыдущего года на 0,4 %
до 123,7 тыс. человек. Численность занятых в сфере малого бизнеса также значительно не изменилась.

Структура работников крупных и средних организаций, осуществляющих трудовую деятельность на территории муниципального образования, в разрезе видов экономической деятельности в отчётном году:

- промышленные виды деятельности – 23,6 %,

- транспорт и связь – 17,6 %,

- строительство – 12,2 %,

- торговля и общественное питание – 9,3 %,

- социальная сфера – 21,4 %,

- сектор операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением различных услуг – 6 %,

- финансовый сектор – 3,1 %;

- другие виды деятельности – 6,8 %.

По сравнению с уровнем предыдущего года наиболее значительно изменилась доля работников крупных и средних организаций сферы торговли - увеличилась на 0,8 % (до 7,2 %), что обусловлено ростом количества крупных организаций в сфере торговли.

За отчётный год численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, снизилась на 6,5 % до 229 человек, уровень регистрируемой безработицы за год не изменился и составил 0,14 %. Уровень общей безработицы оценивается на уровне 3,1 % от экономически активного населения.

По сравнению с уровнем предыдущего года доля женщин в общей численности безработных снизилась на 2,5 % до 50,9 %, доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет увеличилась на 1,3 % до 43,3 %, доля инвалидов - на 6,6 % до 17 %.

За 2014 год трудоустроено 2 528 человек, что составило 118,5 % к уровню предыдущего года, в том числе на постоянную работу - 531 человек (174 %), на временную – 1997 человек (109,2 %).

Несмотря на несоответствие спроса и предложения на рынке труда, реализация мероприятий активной политики занятости на территории города оказывает положительное влияние, позволяет не допустить роста безработицы, способствует сохранению кадрового потенциала работников организаций, созданию постоянных и временных рабочих мест для безработных граждан и незанятого населения, повышению конкурентоспособности граждан, их адаптации на рынке труда.

В 2014 году среднемесячный денежный доход на душу населения составил 49 тыс. рублей, среднемесячная заработная плата одного работающего (по крупным и средним организациям) – 72,3 тыс. рублей, среднемесячная трудовая пенсия по старости – 17,8 тыс. рублей.

Отчётный год характеризуется небольшим снижением покупательной способности доходов населения, кроме пенсионного обеспечения,
что обусловлено незначительным опережением темпов роста потребительских цен по сравнению с темпами роста доходов населения.

К уровню 2013 покупательная способность доходов населения незначительно снизилась (реальные доходы населения) - на 1,5 % (98,5 %), заработной платы - на 0,9 % (99,1 %), реальная трудовая пенсия по старости возросла на 2,2 % (102,2 %).

Среднедушевой доход обеспечил 4,2 прожиточного минимума, заработная плата – 5,9 прожиточного минимума трудоспособного человека, трудовая пенсия по старости – 1,9 прожиточного минимума пенсионера.

Численность пенсионеров всех категорий на 01.01.2015 составила
86,3 тыс. человек, в том числе пенсионеров по старости – 77,2 тыс. человек. Рост численности к предыдущему году – 4,2 % и 4,3 % соответственно.

Средняя заработная плата целевых категорий работников муниципальных учреждений, в отношении которых предусмотрены мероприятия
по повышению заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ
от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»:

- средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования достигла целевого уровня по итогам 2012 года (целевой уровень – доведение в 2012 году до 100 % к средней заработной плате по субъекту РФ);

- средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений достигла целевого уровня по итогам 2012 года (целевой уровень – доведение в 2013 года до 100 % к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте РФ);

- средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей превысила целевой уровень 2014 года на 4,7 % (целевой уровень - доведение к 2018 году до 100 % к средней заработной плате учителей по субъекту РФ, целевой уровень 2014 года - 80 %);

- средняя заработная плата работников учреждений культуры превысила целевой уровень 2014 года на 6,1 % (целевой уровень - доведение к 2018 году до 100 % к средней заработной плате по субъекту РФ, целевой уровень 2014 года - 64,9 %).

По среднедушевому потреблению товаров и услуг город на одном из первых мест среди муниципальных образований округа. Также Сургут вошел в пятерку лидеров в ТОП-10 самых безналичных городов, так как 36 % организаций, предоставляющих различные услуги населению города, принимают к оплате банковские карты.

К уровню предыдущего года обеспеченность жителей города:

- торговыми площадями увеличилась на 7,8 % до 1846 кв. метров на 1 тысячу жителей (266 % к нормативу);

- предприятиями общепита общедоступной сети - на 6 % до 64 посадочных мест на 1 тысячу жителей (161 % к нормативу);

- гостиницами - на 4,6 % до 6,4 мест на 1 тысячу жителей (107 % к нормативу);

- предприятиями бытового обслуживания - на 5,3 % до 10,5 рабочих мест на 1 тысячу жителей (117 % от норматива);

- личным автотранспортом – изменилась незначительно (354 единицы на 1 тысячу жителей);

- жильём – увеличилась на 2 % до 21,5 кв. метров на 1 человека. (119,4 % от социальной нормы, установленной на территории).

Темпы инфляции в автономном округе в 2014 году незначительно снизились по сравнению с уровнем предыдущего года, среднегодовой индекс потребительских цен составил 106,1 % (2013 год – 106,3 %), к декабрю предыдущего года потребительские цены возросли на 8,2 % (2013 год – на 6,2 %), что обусловлено тем, что наиболее значительный рост потребительских цен наблюдался в октябре-декабре отчётного года.

Отмечен значительный рост цен на табачные изделия (32 %) и алкоголь (от 17 до 54 %).

Розничные цены на топливо к уровню предыдущего года увеличились в среднем на 7 % (от 2 % до 13 %).

Изменение цен на лекарственные препараты, охваченные статистическим наблюдением (данные Федеральной службы государственной статистики), очень разнонаправленное - отмечено как значительное снижение цен к уровню предыдущего года (до 46 %) на ряд препаратов, так и значительный рост (до 90 %).

По большинству непродовольственных товаров, охваченные статистическим наблюдением, цены за год не изменились или изменились незначительно. Наиболее значительный рост отмечен по тканям хлопчатобумажным (в 2 раза) и курткам из плащевых тканей (от 36 до 66 %).

Стоимость основных услуг почтовой связи возросла от 5 до 7 %. Стоимость некоторых видов услуг электросвязи также увеличилась за год – от 5 до 16,7 %.

К уровню предыдущего года значительно подорожали услуги учреждений культуры, ветеринарные услуги.

Жилищно-коммунальные услуги в среднем подорожали за год на 3,5%.

Таким образом, несмотря на сложившуюся геополитическую обстановку в мире, экономическую ситуацию в России в целом, по итогам 2014 года в Сургуте не наблюдается значительных изменений в уровне социально-экономического развития, что подтверждается мнением специалистов службы кредитных рейтингов Standard&Poor's, которые, несмотря на понижение 29.01.2015 года долгосрочного кредитного рейтинга Сургута с «ВВВ-» до «ВВ+», обусловленного понижением суверенных кредитных рейтингов России по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВ+», по-прежнему оценивают характеристики собственной кредитоспособности Сургута на уровне «BBB-». Кроме того, Сургут определён лидером в Национальном рейтинге прозрачности закупок среди крупнейших муниципальных образований РФ (городу присвоен высший рейтинг прозрачности «Гарантированная прозрачность»), а также по итогам Интегрального рейтинга ста крупнейших городов России 2014, представленного Институтом территориального планирования «Урбаника».

Однако, зависимость бюджетного потенциала муниципального образования и благосостояния населения от финансово-экономического положения градообразующих предприятий топливно-энергетического комплекса, которое, в свою очередь, зависит от ситуации на мировых сырьевых рынках; дотационность бюджета, обуславливающая отсутствие собственных средств на строительство и ремонт автомобильных дорог, инженерных сетей, на переселение из жилищного фонда временных ветхих, аварийных и непригодных для проживания строений, под влиянием кризисных явлений может привести к снижению ряда показателей социально-экономической развития города.

 

 

Полезные ссылки