Итоги социально-экономического развития муниципального образования
городской округ город Сургут за 2014 год
Показатели |
Единица измерения |
2013 год отчет |
2014 год отчет |
2014 год к 2013 году, % |
1. Промышленность
|
||||
1.1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним производителям промышленной продукции |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
100 660,7 |
389 024,7[*] |
386,5 |
- в ценах соответствующих лет без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» |
млн. рублей |
100 660,7 |
99 065,2 |
98,4 |
- индекс физического объема |
% |
68,7 |
374,1* |
- |
- индекс физического объема без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» |
% |
68,7 |
94,4 |
- |
- индекс цен |
% |
105,9 |
103,3 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
1.1.1. Добыча полезных ископаемых
|
||||
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
6 754,0 |
4 610,3 |
68,3 |
- индекс физического объема |
% |
13,7 |
61,7 |
- |
- индекс цен |
% |
100,1 |
110,7 |
- |
1.1.2. Обрабатывающие производства
|
||||
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
5 513,3 |
295 704,4* |
5 363,5 |
- в ценах соответствующих лет без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» |
млн. рублей |
5 513,3 |
5 744,9 |
104,2 |
- индекс физического объема |
% |
98,2 |
5 199,8 |
- |
- индекс физического объема без учета вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» |
% |
98,2 |
93,7 |
- |
- индекс цен |
% |
107,6 |
103,1 |
- |
1.1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
||||
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
88 393,4 |
88 710,0 |
100,4 |
- индекс физического объема |
% |
99,0 |
96,9 |
- |
- индекс цен |
% |
106,3 |
103,5 |
- |
1.2. Производство основных видов промышленной продукции в натуральном выражении
|
||||
1.2.1. Электроэнергия |
млн. кВт-час |
62 143,3 |
59 981,0 |
96,5 |
1.2.2. Теплоэнергия |
тыс. Гкал |
3 646,9 |
3 794,9 |
104,1 |
1.2.3. Cборный железобетон |
тыс. куб. м |
275,2 |
229,9 |
83,5 |
1.2.4. Материалы нетканые |
млн. кв. м |
22,9 |
36,3 |
158,8 |
1.2.5. Хлебобулочные изделия |
тонн |
12 689,6 |
13 179,9 |
103,9 |
1.2.6. Кондитеpские изделия |
тонн |
437,3 |
394,1 |
90,1 |
1.2.7. Колбасные изделия |
тонн |
8 642,7 |
7 491,6 |
86,7 |
1.2.8. Мясные полуфабрикаты |
тонн |
665,1 |
795,9 |
119,7 |
2. Строительство и инвестиции
|
||||
2.1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – всего |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
48 892,3 |
51 823,3 |
106,0 |
- индекс физического объема |
% |
103,5 |
101,1 |
- |
- индекс цен |
% |
105,5 |
104,8 |
- |
в том числе: |
|
|
|
|
2.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс. кв. м |
308,1 |
343,6 |
111,5 |
2.2.1. В том числе индивидуальных жилых домов |
тыс. кв. м |
17,0 |
19,9 |
116,7 |
2.3. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
47 922,6 |
42 061,2 |
87,8 |
- индекс физического объема |
% |
112,7 |
82,2 |
- |
- индекс цен |
% |
107,4 |
106,8 |
- |
3. Транспорт и связь
|
||||
3.1. Выполнено услуг по виду экономической деятельности «транспорт и связь» по крупным и средним организациям: |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
189 679,2 |
184 909,0 |
97,5 |
- индекс физического объема |
% |
96,1 |
98,9 |
- |
- индекс цен |
% |
111,2 |
98,6 |
- |
4. Малый бизнес
|
||||
4.1. Оборот малого бизнеса: |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
118 099,1 |
127 416,7 |
107,9 |
- индекс физического объема |
% |
105,9 |
101,4 |
- |
- индекс цен |
% |
106,0 |
106,4 |
- |
4.2. Численность занятых в малом бизнесе |
тыс. человек |
40,0 |
40,1 |
100,3 |
5. Рынок товаров и услуг (по крупным и средним организациям)
|
||||
5.1. Оборот розничной торговли: |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
45 996,2 |
58 332,1 |
126,8 |
- индекс физического объема |
% |
127,7 |
120,0 |
- |
- индекс цен |
% |
106,3 |
105,7 |
- |
5.2. Оборот общественного питания: |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
1 863,7 |
2 937,5 |
157,6 |
- индекс физического объема |
% |
121,1 |
145,8 |
- |
- индекс цен |
% |
106,6 |
108,1 |
- |
5.3. Объем платных услуг населению: |
|
|
|
|
- в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
24 962,4 |
22 131,1 |
88,7 |
- индекс физического объема |
% |
100,7 |
82,8 |
- |
- индекс цен |
% |
106,0 |
107,1 |
- |
6. Финансы
|
||||
6.1. Сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям (прибыль минус убыток) |
млн. рублей |
353 943,1 |
1 108 530,2 |
313,2 |
6.2. Фонд заработной платы (фонд оплаты труда) по крупным и средним организациям |
млн. рублей |
101 716,3 |
107 338,9 |
105,5 |
7. Демография и занятость
|
||||
7.1. Естественный прирост |
тыс. человек |
4 701 |
4 911 |
104,5 |
7.2. Миграционный прирост |
тыс. человек |
2 101 |
3 657 |
174,1 |
7.3. Численность постоянного населения: |
|
|
|
|
- на начало года |
тыс. человек |
325,5 |
332,3 |
102,1 |
- на конец года |
тыс. человек |
332,3 |
340,8 |
102,6 |
- среднегодовая |
тыс. человек |
328,9 |
336,6 |
102,3 |
7.4. Из общей численности населения (на начало года): |
|
|
|
|
- моложе трудоспособного возраста
|
тыс. человек |
65,4 |
69,4 |
106,2 |
% |
20,1 |
20,9 |
- |
|
- в трудоспособном возрасте
|
тыс. человек |
221,8 |
222,2 |
100,2 |
% |
68,2 |
66,9 |
- |
|
- старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
38,3 |
40,7 |
106,2 |
% |
11,8 |
12,2 |
- |
|
7.5. Численность пенсионеров (на конец года) |
тыс. человек |
82,9 |
86,3 |
104,2 |
в том числе пенсионеров по старости |
тыс. человек |
74,0 |
77,2 |
104,3 |
7.6. Среднегодовая численность экономически активного населения |
тыс. человек |
169,0 |
169,1 |
100,1 |
7.7. Среднегодовая численность занятых в экономике на территории МО |
тыс. человек |
163,3 |
163,8 |
100,3 |
7.8. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) |
тыс. человек |
0,245 |
0,229 |
93,5 |
7.9. Уровень регистрируемой безработицы |
% |
0,14 |
0,14 |
- |
7.10. Доля численности занятых в экономике в численности экономически активного населения |
% |
96,6 |
96,9 |
- |
8. Уровень жизни населения
|
||||
8.1. Среднемесячная заработная плата одного работающего по крупным и средним организациям |
рублей |
68 745 |
72 284 |
105,1 |
8.2. Среднемесячный доход на душу населения |
рублей |
46 869 |
48 992 |
104,5 |
8.3. Среднемесячный располагаемый доход на душу населения (за вычетом обязательных платежей) |
рублей |
40 828 |
42 661 |
104,5 |
8.4. Среднемесячный размер трудовой пенсии по старости |
рублей |
16 408 |
17 784 |
108,4 |
8.5. Социальные индикаторы |
|
|
|
|
8.5.1. Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
- в среднем за год |
% |
106,3 |
106,1 |
- |
- декабрь к декабрю |
% |
106,2 |
108,2 |
- |
8.5.2. Темп роста денежных доходов населения |
% |
105,8 |
104,5 |
- |
8.5.3. Реальные доходы населения |
% |
99,6 |
98,5 |
- |
8.5.4. Темп роста номинальной заработной платы |
% |
105,7 |
105,1 |
- |
8.5.5. Реальная заработная плата |
% |
99,4 |
99,1 |
- |
8.5.6. Темп роста номинальной трудовой пенсии по старости |
% |
110,1 |
108,4 |
- |
8.5.7. Реальная трудовая пенсия по старости |
% |
103,5 |
102,2 |
- |
8.6. Прожиточный минимум по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре: |
|
|
|
|
- в среднем на душу населения |
рублей |
10 749 |
11 553 |
107,5 |
- для трудоспособного населения |
рублей |
11 511 |
12 273 |
106,6 |
- для пенсионеров |
рублей |
8 751 |
9 324 |
106,5 |
- для детей |
рублей |
10 305 |
11 094 |
107,7 |
8.7. Соотношение прожиточного минимума и: |
|
|
|
|
- среднедушевого дохода |
k |
4,4 |
4,2 |
97,3 |
- заработной платы |
k |
6,0 |
5,9 |
98,6 |
- трудовой пенсии |
k |
1,9 |
1,9 |
101,7 |
Примечание:* согласно письму от 31.10.2014 № нн-74-06/248 МС Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области в объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним производителям промышленной продукции.
В 2014 году основные тенденции социально-экономического развития города Сургута характеризовались достижением определенных результатов
в свете решения задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании о бюджетной политике, указах Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 года, а также нормативными документами Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года и Стратегией социально-экономического развития города Сургута до 2020 года.
По данным единого государственного регистра предприятий
и организаций, без учета перерегистрации в налоговых органах, общее количество учтенных организаций по городу Сургуту за год увеличилось
на 3 % и составило по состоянию на 01.01.2015 – 13 163 единицы.
По данным единого государственного регистра индивидуальных предпринимателей общее количество учтенных индивидуальных предпринимателей составило 11 356 единиц (104,8 % по отношению к данным на 01.01.2014).
Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования за 2014 год (в процентах к 2013 году в сопоставимых ценах):
- индекс промышленного производства – 374,1 % *,
- индекс промышленного производства без учёта объёмов по виду экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» – 94,4 %;
- инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах – 101,1 %;
- ввод жилых домов – 111,5 %;
- объем выполненных работ и услуг по виду деятельности «строительство» - 82,2 %;
- выполнено услуг по виду экономической деятельности «транспорт и связь» – 98,9 %;
- сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям (прибыль минус убыток) – 313 %;
- оборот розничной торговли – 120,0 %;
- оборот общественного питания – 145,8 %;
- объём платных услуг населению – 82,8 %;
- численность постоянного населения (на конец года) – 102,5 %;
- уровень регистрируемой безработицы (на конец года) – 0,14 %;
- среднемесячный душевой доход – 104,5 %;
- среднемесячная заработная плата – 105,1 %;
- среднемесячная трудовая пенсия по старости – 108,4 %;
- реальные доходы населения – 98,5 %;
- реальная заработная плата – 99,1 %;
- реальная трудовая пенсия по старости – 102,2 %.
За отчетный год объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним производителям промышленной продукции составил 389 млрд. рублей, индекс промышленного производства к уровню соответствующего периода предыдущего года – 374,1 %; объем производства без учета кокса и нефтепродуктов - 99,1 млрд. рублей и 94,4 % соответственно.
Рост, в основном, обусловлен включением в статистическую отчётность по муниципальному образованию вида экономической деятельности «Производство кокса и нефтепродуктов» в соответствии с действующей методологией Росстата. Отсутствие данных по производству продукции в натуральном выражении по видам данного подраздела по городу Сургуту, связано с тем, что предприятие – производитель продукции осуществляет деятельность за пределами муниципального образования.
Изменение методики учёта в разрезе муниципальных образований повлекло и изменение структуры промышленного производства. В общем объёме промышленной продукции 76 % приходится на долю вида экономической деятельности «обрабатывающие производства», из них 98,1 % составляет «производство кокса и нефтепродуктов», доля энергетической отрасли составляет 22,8 %, удельный вес по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - 1,2 %.
Производство основных видов промышленной продукции за отчетный год в натуральном выражении (в процентах к уровню 2013 года):
- электроэнергия – 60,0 млрд. кВт-час (96,5%);
- теплоэнергия – 3,8 млн. Гкал (104,1%);
- сборный железобетон (конструкции и детали железобетонные) – 229,9 тыс. куб. метров (83,5%);
- хлебобулочные изделия – 13,2 тыс. тонн (103,9%);
- колбасные изделия – 7,5 тыс. тонн (86,7%).
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – 51,8 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года – 101,1%, объем выполненных работ и услуг по виду деятельности «строительство» – 42,1 млрд. рублей (82,2 %).
Введено 343,6 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений,
в том числе в индивидуальных жилых домах – 19,9 тыс. кв. метров.
В 2014 году приняты в эксплуатацию объекты:
1) социальной сферы:
- 6 детских дошкольных учреждений на 1620 мест в микрорайонах 32, 5А, 24, ПИКС, 37, 34, из них 5 детских садов построены в рамках государственно-частного партнерства (финансирование (выкуп) из средств окружного бюджета и софинансирование местного бюджета) и один детский сад - за счет средств программы «Сотрудничество»;
- детский сад для работников Сургутского государственного университета (реконструкция, расширение здания) площадью 7,97 тыс.кв.метров в рамках адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;
- детский сад на 71 место (1,675 тыс.кв.метров) во встроенно-пристроенном помещении жилого дома по улице Университетской,11, построенный за средства общества с ограниченной ответственностью «Запсибинтерстрой»;
- общеобразовательная школа на 825 мест, школа - детский сад на 200 учащихся и 100 мест для детей дошкольного возраста в рамках государственно-частного партнерства, произведен выкуп данных объектов из средств окружного бюджета при софинансировании местного бюджета;
- спортивный центр с универсальным игровым залом по улице Ивана Захарова -2,4 тыс.кв.метров;
2) коммунальной и транспортной инфраструктуры:
129,98 км инженерных сетей для подключения социальных
и производственных объектов, в том числе:
- водопроводных - 13,6 км;
- канализационных (в том числе ливневой) - 12,9 км;
- тепловых – 12,9 км;
- линий электропередач – 33,5 км;
- наружного освещения – 4,7 км;
- связи – 2,3 км;
- газоснабжения – 50,08 км, в том числе реконструкция участков газопроводов высокого давления автоматических газораспределительных станций (далее - АГРС): АГРС 4 по улицам Магистральной, Домостроителей (13,6 км), АГРС 3 на участке №2 до котельной ГРЭС по улице Промышленной (33,4 км).
За счёт бюджетных средств были введены в эксплуатацию:
- 1 контрольно-распределительный пункт (застройка 32 микрорайона),
- инженерные сети по улице 1 «З» от Нефтеюганского шоссе до канализационных очистных сооружений с очистными сооружениями ливневой канализации очистных сооружений (ОС-2);
- магистральный водовод от водозабора 8А по Нефтеюганскому шоссе (сети водоснабжения жилой и промышленной зоны речпорта с увеличением диаметра);
- инженерные сети для подключения 10 социально-значимых объектов: 7 детских садов, общеобразовательной школы, школы - детского сада, спортивного центра;
- 5,6 очереди объездной автомобильной дороги - 20,892 км, в том числе съездов - 6,132 км.
Хозяйствующими субъектами приняты в эксплуатацию:
- дымовая труба №3 (для организации выбросов блока №6 Сургутской ГРЭС-2) протяженностью 270 метров, газоходы – 219 метров (открытое акционерное общество «Э.ОН Россия»);
- железнодорожные пути необщего пользования – 2,13 км (производственная база общества с ограниченной ответственностью «Доркомплект»);
- базовая станция сети сотовой радиотелефонной связи в поселке Кедровый (общество с ограниченной ответственностью «Екатеринбург-2000»);
- контрольно-распределительные пункты, блочные и комплектные трансформаторные подстанции напряжением 35 кВА и выше для подключения производственных и социальных объектов;
- за счет расширения сетей газоснабжения на территориях предприятий были подключены 7 котельных, в том числе 1 котельная для гипермаркета «Чеховский».
Также частными инвесторами построены и введены в эксплуатацию 304,7 тыс. кв. метров объектов коммерческого и иного социального предназначения, в том числе:
- православный комплекс в честь великомученика Георгия Победоносца
в парке «За Саймой» - 4,6 тыс.кв.метров, в который входит дом причта (центр социальной помощи семье и детям), епархиальное управление, гостиница
(ул. Университетской, 25 «а») площадью 3,8 тыс.кв.метров, построенные
за средства общества с ограниченной ответственностью «Сибпромстрой»; - храмовый комплекс «Умиление» (часовня) в микрорайоне Железнодорожников площадью 52,9 кв. метра, заказчиком которого является Приходской Совет Тобольско-Тюменской епархии Московского Патриархата русской православной церкви;
- бюро похоронного обслуживания на территории городского кладбища – 0,132 тыс.кв.метров;
- автодром в зоне ГРЭС -11,3 тыс.кв. метров;
- 27,1 тыс. кв. метров встроенно-пристроенных офисных, социальных, общественных помещений в жилых домах;
- 59,2 тыс. кв. метров предприятий торговли;
- 13,2 тыс.кв. метров административных и офисных помещений;
- 185,3 тыс. кв. метров производственных объектов, в том числе 11 автостоянок, 2 станции техобслуживания, автоцентры: по Нефтеюганскому шоссе (общество с ограниченной ответственностью «Гулливер»), автоцентр «Мерседес-Бенц» по Югорскому тракту (закрытое акционерное общество «Спецремтехника»), автосалон по улице Профсоюзов (общество
с ограниченной ответственостью «Сибкар Сервис»).
По виду экономической деятельности «транспорт и связь» за отчетный год объем оказанных услуг составил 184,9 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню 2013 года – 98,9%.
Оборот малого бизнеса за отчетный период – 127,4 млрд. рублей, или 101,4% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года.
По крупным и средним организациям в 2014 году:
оборот розничной торговли составил 58,3 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года – 120 %, по сопоставимому кругу организаций 2014 года – 105,4 %;
оборот общественного питания – 2,9 млрд. рублей, в сопоставимых ценах
к уровню предыдущего года – 145,8 %, по сопоставимому кругу организаций 2014 года – 118,4 %.
Цены на товары увеличились на 5,7 % к уровню предыдущего года,
на продукцию общественного питания – на 8,1 %.
Доля оборота розничной торговли города в общем обороте
по округу около 30 %, общественного питания – 18 %.
В 2014 году введено в эксплуатацию 56 торговых объектов, в том числе 6 крупных торговых комплексов общей торговой площадью 26,2 тыс. кв. метров.
Продолжали расширяться ранее открытые крупные торгово-развлекательные комплексы. Введен в эксплуатацию 2-й этап строительства торгово-развлекательного центра «Сити-Молл» торговой площадью
18 тыс. кв. метров, где разместился первый в ХМАО – Югре гипермаркет «OBI» формата «Сделай сам». «OBI» - крупнейшая международная компания по продаже строительных материалов, товаров для дома, дачи и огорода.
Состояние розничной торговли определяют розничные торговые сети различной специализации и ценовой политики. Развитие предприятий сетевых компаний оказывает влияние на удовлетворение покупательского спроса, улучшение качества торгового обслуживания населения, а также способствует росту конкуренции на потребительском рынке.
В последние годы в структуре сетевых магазинов основная доля приходится на магазины федеральных и региональных сетей.
Наряду с развитием сетевого принципа организации торгового обслуживания продолжается открытие продовольственных магазинов «шаговой доступности», магазинов «эконом-класса» на первых этажах жилых домов и в отдельно стоящих зданиях в районах новой жилой застройки. В отчетном году было открыто 47 таких магазинов общей торговой площадью
34,4 тыс. кв. метров.
Фирменные магазины предприятий местной пищевой промышленности работают как универсальные продовольственные с полным ассортиментом товаров (26 единиц).
Идет процесс замещения торговых объектов, испытывающих финансовые сложности, предприятиями розничной торговли, имеющими устойчивое финансовое состояние. В 2014 году закрыто 36 магазинов общей торговой площадью 7,9 тыс. кв. метров.
На 01.01.2015 в городе функционировало 1 457 объектов розничной торговли общей торговой площадью 629 тыс. кв. метров, в том числе 1 021 магазин и 436 мелкорозничных предприятия. К уровню предыдущего года общая торговая площадь увеличилась на 60 тыс. кв. метров или на 10,6 %. В результате развития инфраструктуры розничной торговли за отчётный год создано 907 новых рабочих мест.
При достаточной обеспеченности торговыми площадями сохраняется мелкорозничная торговая сеть. Упорядочение размещения мелкорозничной торговой сети – одно из направлений улучшения качества торгового обслуживания.
Создана рабочая группа по вопросам размещения нестационарных объектов на территории города. В соответствии со схемой размещения нестационарных объектов на территории города, утвержденной постановлением Администрации города от 03.04.2012 № 2199, предусмотрено к размещению 340 нестационарных объектов, из них 296 - торговых.
Благодаря высокому потребительскому потенциалу сфера общественного питания является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики города, в частности:
- развитие сети предприятий быстрого питания и предприятий, предоставляющих посетителям дополнительные услуги;
- развитие сетевых форм организации предприятий общественного питания, включая специализированные.
- ресторанный бизнес.
За год открыто 26 предприятий общественного питания на 2 667 посадочных мест, в том числе 23 предприятия общедоступной сети на 2 159 посадочных мест, включая 6 ресторанов на 1 020 мест, и 3 столовых закрытого типа на 607 мест, из них 2 школьные столовые. Впервые в Сургуте был открыт безалкогольный бар здоровой еды «Vegen».
Закрыто 10 объектов общественного питания на 570 мест, помещения переоборудованы для размещения торговых мест и другие цели.
По состоянию на 01.01.2015 в городе функционировало 553 предприятия общественного питания на 38 763 посадочных места, из них 383 - общедоступной сети на 21 872 посадочных места. К уровню предыдущего года общедоступная сеть увеличилась на 1 759 посадочных мест или на 8,7 %.
За счёт открытия предприятий общественного питания за отчётный год создано 241 новое рабочее место.
Сеть предприятий быстрого питания на 01.01.2015 насчитывала 48 единиц на 2 852 места, которые в основном расположены в крупных торгово-развлекательных центрах.
Объём платных услуг населению по крупным и средним организациям составил 22 млрд. рублей, в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года – 82,8 %.
Объём платных услуг населению по муниципальному образованию составляет около 35 % от объёма в целом по автономному округу. В общем объёме, оказываемых населению платных услуг, основной удельный вес (более 80 %) приходится на услуги обязательного характера - транспортные, жилищно-коммунальные, связи.
На 01.01.2015 года в городе функционировало 46 объектов гостиничного хозяйства на 2 190 мест. К уровню предыдущего года мощность гостиниц увеличилась на 149 мест или на 7,3 %. Сохраняется тенденция развития сетей гостиниц эконом-класса.
Инфраструктура объектов бытового обслуживания развивается за счёт интеграции в крупные торговые объекты. Возросла степень удовлетворенности потребностей горожан в бытовых услугах за счёт более полного территориального охвата жилых районов.
На 01.01.2015 года бытовые услуги населению города оказывали 927 предприятий с численностью работающих 3,6 тыс. человек. За год количество предприятий бытового обслуживания увеличилось на 6,1 % (на 53 единицы), количество рабочих мест – на 8 % (на 266 единиц).
Общая площадь жилищного фонда (квартир) муниципального образования за год увеличилась на 4,7 % составила 7,3 млн. кв.метров.
В течение года было снесено 13 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, 6 тыс. кв. метров – фенольного.
Управление жилищным фондом осуществляется 42 управляющими компаниями и 50 товариществами собственников жилья.
Одной из проблем отрасли остается жилищный фонд временных ветхих, аварийных и непригодных для жилья строений, сегодня это 1067 строений общей площадью 167 тыс. кв. метров. За отчетный период улучшили жилищные условия 139 семей, проживающих в данном жилищном фонде.
На 01.01.2015 протяженность эксплуатационного пассажирского автобусного пути города составляла 1 039,5 км (на 01.01.2014 – 1 091 км). Городская маршрутная сеть включала 54 маршрута, в том числе:
- 23 постоянных автобусных маршрута;
- 12 – сезонных;
- 4 – специальных;
- 1 – временный;
- 14 – в режиме маршрутного такси.
Развитие транспортной системы является необходимым условием экономического роста и улучшения качества жизни населения города.
В соответствии с муниципальным контрактом общества с ограниченной ответственностью «Южный Научно-Исследовательский Союз» (город Ставрополь) в 2013 году была разработана концепция долгосрочной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта города Сургута на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года» (далее - Концепция).
В связи с реализацией мероприятий Концепции долгосрочной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта города Сургута на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года» произошло изменение основных показателей, характеризующих маршрутную сеть городского пассажирского транспорта по сравнению с аналогичным периодом 2013 года:
- продолжилась работа по замене транспортных средств особо малого класса (пассажировместимостью 13-15 пасс.) на автобусы малого класса (пассажировместимостью до 43 пасс.), что позволило сократить количество автобусов на маршрутах, обслуживаемых данными автобусами.
- изменены схемы 10 маршрутов (№ 5, 5А, 23, 24, 26, 30, 45, 47, 71, 95);
- закрыты 4 маршрута (№ 17, 17А, 27, 50);
- открыты 3 новых маршрута (№ 51, 52 и 42 (временный)).
Мероприятия по сокращению количества автобусов на городских маршрутах проведены в целях оптимизации расходов бюджета города
на субсидирование пассажирских перевозок, повышения эффективности работы пассажирского транспорта общего пользования и снижения нагрузки
на улично-дорожную сеть.
На 01.01.2015 площадь улиц и дорог составляет 4 337,3 тыс. кв. метров
(на 01.01.2014 – 4 153,3 тыс. кв. метров).
Увеличение площади улично-дорожной сети города обусловлено вводом
в эксплуатацию законченного строительством 5 и 6 очередей Восточной объездной дороги.
Выполнен текущий ремонт 68,47 тыс. кв. метров дорог, 243 тыс. кв. метров объектов улично-дорожной сети, нанесено защитное покрытие из литых эмульсионно-минеральных смесей на 152 тыс. кв. метров дорог, нанесено 595 км дорожной разметки, выполнено 8 искусственных неровностей для принудительного снижения скорости.
Кроме того, в рамках соглашения, заключенного между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и открытым акционерным обществом «Сургутнефтегаз» силами открытого акционерного общества
«Сургутнефтегаз» выполнен ремонт 44 тыс.кв. метров дорог. Общая сумма затрат составила 92,4 млн. рублей (включая НДС).
В целях увеличения мощности системы водоотведения и водоснабжения для реализации жилищного строительства и подключения новых потребителей, повышения надежности работы системы канализации в городе реализуются инвестиционные программы «Развитие систем водоснабжения на территории муниципального образования городской округ город Сургут» на 2009-2018 годы», «Развитие систем водоотведения на территории муниципального образования городской округ город Сургут» на 2009-2018 годы».
В городе по итогам 2014 года функционировали 106 муниципальных образовательных учреждений, в том числе: 58 дошкольных, 42 общеобразовательных, 1 межшкольный учебный комбинат, 5 учреждений дополнительного образования детей.
Сеть учреждений здравоохранения включала 10 больничных учреждений на 3 166 коек и 23 амбулаторно-поликлинических учреждения на 8 431 посещение в смену.
Социальное обслуживание населения осуществлялось 7 учреждениями.
В городе функционировали 566 спортивных сооружений.
Муниципальная сеть учреждений культуры и искусства города Сургута была представлена 18 учреждениями, из них 11 учреждений культуры и искусства и 7 учреждений дополнительного образования.
В рамках Года культуры и 420-летия со дня основания города в отчётном периоде проведено более 160 культурно-массовых мероприятий.
На территории города действует три учреждения по работе с молодёжью: муниципальное автономное учреждение по работе с молодёжью «Наше время»; муниципальное учреждение по работе с подростками и молодёжью по месту жительства «Вариант»; муниципальное бюджетное учреждение «Центр специальной подготовки «Сибирский легион».
В результате того, что темпы прироста населения города опережают темпы прироста мощностей объектов социальной сферы, обеспеченность населения объектами отдельных отраслей социальной сферы сохраняется на прежнем уровне, а по ряду показателей снижается:
- дошкольными образовательными учреждениями – 78,5 %;
- общеобразовательными учреждениями – 73,1 %;
- больничными учреждениями – 69,0 %;
- амбулаторно-поликлиническими учреждениями – 136,3 %;
- массовыми библиотеками (книгообеспеченность) – 81,2 %;
- учреждениями культурно-досугового типа – 7,34 %;
- музеями – 100 %;
- парками культуры и отдыха – 29,3 %;
- профессиональными театрами – 173,7 %;
- филармониями – 100 %;
- кинотеатрами – 205,4 %;
- спортзалами – 56,5 %;
- бассейнами – 17,3 %.
Сальдированный финансовый результат по всем видам экономической деятельности по крупным и средним организациям за 2014 год составил 1 108,5 млрд. рублей (к уровню предыдущего года – 313 %).
Значительный рост в отчётном году отмечен по объёмам просроченной дебиторской задолженности (налог на добавленную стоимость, акцизы) – в 2,3 раза.
За отчётный год налогоплательщиками города во все уровни бюджета перечислено 456 млрд. рублей, что на 28 % больше уровня предыдущего года. В общем объёме налоговых поступлений в бюджетную систему по округу на долю города приходится 23,7 %.
По сравнению с уровнем предыдущего года наиболее значительно увеличились объёмы поступлений налога на прибыль организаций (в 2,5 раза), налогов на товары, работы, услуги (на 26 %).
Общий объем доходов, поступивших в бюджет города за отчётный период, составил 21,8 млрд. рублей или 120,6 % к уровню предыдущего года.
По сравнению с уровнем предыдущего года объём безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций на реализацию муниципалитетом переданных государственных полномочий, субсидий на софинансирование инвестиционных программ и иных межбюджетных трансфертов увеличился на 65,7 % и составил 11,7 млрд. рублей.
Налоговые поступления бюджета города в отчётном году - 8,5 млрд. рублей или 90 % к уровню предыдущего года, неналоговые – 1,9 млрд. рублей (118 % к уровню 2013 года).
Структура налоговых поступлений бюджета города в разрезе видов налоговых платежей:
- налог на доходы физических лиц – 77,2 %;
- налоги на совокупный доход – 14,9 %;
- налоги на имущество – 6,9 %;
- прочие налоговые поступления - 1 %.
К уровню предыдущего года поступление налога на доходы физических лиц снизилось на 6,6 %, налогов на имущество – на 47 %. Объёмы поступлений налогов на совокупный доход сохранились на уровне 2013 года (100,3 %).
Снижение поступлений доходов обусловлено снижением с 01.01.2014 единого норматива зачисления по налогу на доходы физических лиц с 45 % до 38,5 %, а также исключением из доходной части бюджета города поступлений по транспортному налогу.
Расходы бюджета за отчётный год – 22,3 млрд. рублей или 112 % к уровню предыдущего года. Исполнение бюджета по статьям расходов соответствует бюджетным обязательствам.
По итогам 2014 года полученный эффект от реализации мероприятий по мобилизации доходов, проведённых в соответствии с планом по мобилизации доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга бюджета городского округа город Сургут, составил 757,8 млн. рублей или 112 %
от плана. Бюджетный эффект в результате оптимизации расходов бюджета города - 228,6 млн. рублей или 109 % от плана.
Естественный прирост населения города за 2014 год составил 4,9 тыс. человек, численность родившихся – 6,9 тыс. человек, умерших – 2 тыс. человек. К уровню предыдущего года естественный прирост увеличился на 4,5 %, в том числе рождаемость – на 3,1 %.
Уровень рождаемости в 3,4 раза превышает уровень смертности, что, по-прежнему, обусловлено высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста.
Миграционный прирост за отчётный год составил по предварительным данным 3,7 тыс. человек (2013 год – 2,1 тыс. человек).
Муниципальное образование находится в процессе изменения возрастной структуры населения, обусловленного вступлением в трудоспособный возраст малочисленного молодого поколения и выбытием из трудоспособного возраста многочисленного пожилого поколения.
Средний возраст населения города на 01.01.2014 - 33,5 года, в том числе мужчин – 32,3, женщин – 34,6.
Коэффициент общей нагрузки на лиц трудоспособного возраста детьми и пожилыми увеличился с 01.01.2013 по 01.01.2014 с 467 до 495, при этом коэффициент нагрузки детьми в 1,7 раза превышает коэффициент нагрузки пожилыми.
Численность постоянного населения города на 01.01.2015 составила 340,8 тыс. человек, прирост за год 8,5 тыс. человек или 2,6 %.
На рынке труда города сохраняется тенденция снижения удельного веса трудовых ресурсов в общей численности населения, обусловленного снижением удельного веса населения в трудоспособном возрасте, что, в свою очередь, определяет и снижение уровня общей безработицы.
В отчётном году в экономике на территории муниципального образования было занято 163,8 тыс. человек, что составило 96,9 % от общей численности экономически активного населения.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций увеличилась по сравнению с уровнем предыдущего года на 0,4 %
до 123,7 тыс. человек. Численность занятых в сфере малого бизнеса также значительно не изменилась.
Структура работников крупных и средних организаций, осуществляющих трудовую деятельность на территории муниципального образования, в разрезе видов экономической деятельности в отчётном году:
- промышленные виды деятельности – 23,6 %,
- транспорт и связь – 17,6 %,
- строительство – 12,2 %,
- торговля и общественное питание – 9,3 %,
- социальная сфера – 21,4 %,
- сектор операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением различных услуг – 6 %,
- финансовый сектор – 3,1 %;
- другие виды деятельности – 6,8 %.
По сравнению с уровнем предыдущего года наиболее значительно изменилась доля работников крупных и средних организаций сферы торговли - увеличилась на 0,8 % (до 7,2 %), что обусловлено ростом количества крупных организаций в сфере торговли.
За отчётный год численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, снизилась на 6,5 % до 229 человек, уровень регистрируемой безработицы за год не изменился и составил 0,14 %. Уровень общей безработицы оценивается на уровне 3,1 % от экономически активного населения.
По сравнению с уровнем предыдущего года доля женщин в общей численности безработных снизилась на 2,5 % до 50,9 %, доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет увеличилась на 1,3 % до 43,3 %, доля инвалидов - на 6,6 % до 17 %.
За 2014 год трудоустроено 2 528 человек, что составило 118,5 % к уровню предыдущего года, в том числе на постоянную работу - 531 человек (174 %), на временную – 1997 человек (109,2 %).
Несмотря на несоответствие спроса и предложения на рынке труда, реализация мероприятий активной политики занятости на территории города оказывает положительное влияние, позволяет не допустить роста безработицы, способствует сохранению кадрового потенциала работников организаций, созданию постоянных и временных рабочих мест для безработных граждан и незанятого населения, повышению конкурентоспособности граждан, их адаптации на рынке труда.
В 2014 году среднемесячный денежный доход на душу населения составил 49 тыс. рублей, среднемесячная заработная плата одного работающего (по крупным и средним организациям) – 72,3 тыс. рублей, среднемесячная трудовая пенсия по старости – 17,8 тыс. рублей.
Отчётный год характеризуется небольшим снижением покупательной способности доходов населения, кроме пенсионного обеспечения,
что обусловлено незначительным опережением темпов роста потребительских цен по сравнению с темпами роста доходов населения.
К уровню 2013 покупательная способность доходов населения незначительно снизилась (реальные доходы населения) - на 1,5 % (98,5 %), заработной платы - на 0,9 % (99,1 %), реальная трудовая пенсия по старости возросла на 2,2 % (102,2 %).
Среднедушевой доход обеспечил 4,2 прожиточного минимума, заработная плата – 5,9 прожиточного минимума трудоспособного человека, трудовая пенсия по старости – 1,9 прожиточного минимума пенсионера.
Численность пенсионеров всех категорий на 01.01.2015 составила
86,3 тыс. человек, в том числе пенсионеров по старости – 77,2 тыс. человек. Рост численности к предыдущему году – 4,2 % и 4,3 % соответственно.
Средняя заработная плата целевых категорий работников муниципальных учреждений, в отношении которых предусмотрены мероприятия
по повышению заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ
от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»:
- средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования достигла целевого уровня по итогам 2012 года (целевой уровень – доведение в 2012 году до 100 % к средней заработной плате по субъекту РФ);
- средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений достигла целевого уровня по итогам 2012 года (целевой уровень – доведение в 2013 года до 100 % к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте РФ);
- средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей превысила целевой уровень 2014 года на 4,7 % (целевой уровень - доведение к 2018 году до 100 % к средней заработной плате учителей по субъекту РФ, целевой уровень 2014 года - 80 %);
- средняя заработная плата работников учреждений культуры превысила целевой уровень 2014 года на 6,1 % (целевой уровень - доведение к 2018 году до 100 % к средней заработной плате по субъекту РФ, целевой уровень 2014 года - 64,9 %).
По среднедушевому потреблению товаров и услуг город на одном из первых мест среди муниципальных образований округа. Также Сургут вошел в пятерку лидеров в ТОП-10 самых безналичных городов, так как 36 % организаций, предоставляющих различные услуги населению города, принимают к оплате банковские карты.
К уровню предыдущего года обеспеченность жителей города:
- торговыми площадями увеличилась на 7,8 % до 1846 кв. метров на 1 тысячу жителей (266 % к нормативу);
- предприятиями общепита общедоступной сети - на 6 % до 64 посадочных мест на 1 тысячу жителей (161 % к нормативу);
- гостиницами - на 4,6 % до 6,4 мест на 1 тысячу жителей (107 % к нормативу);
- предприятиями бытового обслуживания - на 5,3 % до 10,5 рабочих мест на 1 тысячу жителей (117 % от норматива);
- личным автотранспортом – изменилась незначительно (354 единицы на 1 тысячу жителей);
- жильём – увеличилась на 2 % до 21,5 кв. метров на 1 человека. (119,4 % от социальной нормы, установленной на территории).
Темпы инфляции в автономном округе в 2014 году незначительно снизились по сравнению с уровнем предыдущего года, среднегодовой индекс потребительских цен составил 106,1 % (2013 год – 106,3 %), к декабрю предыдущего года потребительские цены возросли на 8,2 % (2013 год – на 6,2 %), что обусловлено тем, что наиболее значительный рост потребительских цен наблюдался в октябре-декабре отчётного года.
Отмечен значительный рост цен на табачные изделия (32 %) и алкоголь (от 17 до 54 %).
Розничные цены на топливо к уровню предыдущего года увеличились в среднем на 7 % (от 2 % до 13 %).
Изменение цен на лекарственные препараты, охваченные статистическим наблюдением (данные Федеральной службы государственной статистики), очень разнонаправленное - отмечено как значительное снижение цен к уровню предыдущего года (до 46 %) на ряд препаратов, так и значительный рост (до 90 %).
По большинству непродовольственных товаров, охваченные статистическим наблюдением, цены за год не изменились или изменились незначительно. Наиболее значительный рост отмечен по тканям хлопчатобумажным (в 2 раза) и курткам из плащевых тканей (от 36 до 66 %).
Стоимость основных услуг почтовой связи возросла от 5 до 7 %. Стоимость некоторых видов услуг электросвязи также увеличилась за год – от 5 до 16,7 %.
К уровню предыдущего года значительно подорожали услуги учреждений культуры, ветеринарные услуги.
Жилищно-коммунальные услуги в среднем подорожали за год на 3,5%.
Таким образом, несмотря на сложившуюся геополитическую обстановку в мире, экономическую ситуацию в России в целом, по итогам 2014 года в Сургуте не наблюдается значительных изменений в уровне социально-экономического развития, что подтверждается мнением специалистов службы кредитных рейтингов Standard&Poor's, которые, несмотря на понижение 29.01.2015 года долгосрочного кредитного рейтинга Сургута с «ВВВ-» до «ВВ+», обусловленного понижением суверенных кредитных рейтингов России по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВ+», по-прежнему оценивают характеристики собственной кредитоспособности Сургута на уровне «BBB-». Кроме того, Сургут определён лидером в Национальном рейтинге прозрачности закупок среди крупнейших муниципальных образований РФ (городу присвоен высший рейтинг прозрачности «Гарантированная прозрачность»), а также по итогам Интегрального рейтинга ста крупнейших городов России 2014, представленного Институтом территориального планирования «Урбаника».
Однако, зависимость бюджетного потенциала муниципального образования и благосостояния населения от финансово-экономического положения градообразующих предприятий топливно-энергетического комплекса, которое, в свою очередь, зависит от ситуации на мировых сырьевых рынках; дотационность бюджета, обуславливающая отсутствие собственных средств на строительство и ремонт автомобильных дорог, инженерных сетей, на переселение из жилищного фонда временных ветхих, аварийных и непригодных для проживания строений, под влиянием кризисных явлений может привести к снижению ряда показателей социально-экономической развития города.