Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Городское хозяйство

Информация о размерах платы за жилищно-коммунальные услуги

30 Января 2009

В целях разъяснения гражданам города вопросов по оплате за жилищно-коммунальные услуги, департамент по экономической политике предлагает к рассмотрению текст следующего содержания.

Жилищным кодексом РФ определено, что для собственников жилых помещений многоквартирных домов в состав платы за жилищно-коммунальные услуги включается:

- плата содержание и ремонт жилого помещения, к которой относится плата за услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества;

- плата за коммунальные услуги.

Для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда дополнительно предъявляется плата за пользование (наем) жилых помещений.

Коммунальные услуги

Плата за коммунальные услуги – это плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, а также газоснабжение.

Перечень (количество) коммунальных услуг может быть различным в зависимости от степени благоустройства жилого дома (например, наличие или отсутствие горячего водоснабжения, газоснабжения).

Плата за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета рассчитывается на основании нормативов потребления. По отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению нормативы потребления утверждаются Администрацией города, а по электроснабжению и газоснабжению – Правительством автономного округа.

Нормативы потребления по отоплению утверждены с разбивкой по месяцам отопительного периода (с сентября по май) различными по уровню в каждом месяце. Наибольший норматив потребления приходится на зимние месяцы, в то время как на период отсутствия отопления (в летние месяцы) нормативы не установлены, соответственно, плата за отопление в летний период не взимается.

Плата за такие услуги как отопление, электроснабжение и газоснабжение, рассчитывается на основании соответствующих тарифов (тепловая, электрическая энергия, газ), устанавливаемых региональными органами власти. Так, тариф на электрическую энергию утверждается Региональной энергетической комиссией Тюменской области, на тепловую энергию – Региональной службой по тарифам автономного округа.

Плата за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения исчисляется на основании тарифов, устанавливаемых Администрацией города. При этом плата за услуги горячего водоснабжения формируется исходя из утверждаемых региональными органами власти тарифов на тепловую энергию.

                При установлении тарифов на коммунальные услуги Администрацией города соблюдается предельный индекс максимально возможного изменения (роста) размеров платы граждан за коммунальные услуги. Предельный индекс устанавливается Региональной службой по тарифам автономного округа. На 2009 год для города Сургута предельный индекс размера платы граждан за коммунальные услуги установлен в размере 120%.

                В целом в 2009 году рост размеров платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, а также газоснабжения в зависимости от степени благоустройства жилого дома при отсутствии индивидуальных приборов учета варьируется от 114,5 до 115,9%.

Для семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире площадью 54 кв.м. с централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением (с ваннами), с внутренней централизованной канализацией, среднемесячная плата, рассчитанная исходя из нормативов потребления и установленных тарифов, в 2009 году составит:

 - в случае, если квартира оборудована электроплитой, 4096,4 рублей в месяц;

- в случае, если квартира оборудована газовой плитой, 4236,7 рублей в месяц.

Для сравнения, аналогичная плата в 2008 году была равна: по квартире с электроплитой 3549,4 рублей, а по квартире с газовой плитой – 3672,8 рублей.

Рост платы в текущем году по отношению к 2008 году равен 547,0 рублей и 563,8 рублей по квартире с электроплитой и газовой плитой соответственно.

Увеличение платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, исчисленной исходя из тарифов, установленных Администрацией города, в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составило 326,2 рублей или 115,6%.

Значительным явился рост тарифов на электрическую энергию, утвержденных Региональной энергетической комиссией Тюменской области, который с 1 января 2009 года по отношению к 2008 году для населения 126,5 и 126,9% (в зависимости оборудован жилой дом электрической или газовой плитой).

Считаем показательным также привести примеры по сумме оплаты в 2008 и 2009 годах за коммунальные услуги (с выделение платы за отопление) в январе, когда имеет место наибольший норматив потребления, и июле, когда услуги отопления не оказываются.

                                                                                                                                                             Таблица

Наименование

2008 год

2009 год

Отклонение 2009 от 2008 года (январь), %

январь

июль

отклонение

январь

июль

отклонение

руб.

%

руб.

%

Сумма оплаты за коммунальные услуги всего, (руб./для семьи в месяц)

4821,6

2385,4

2436,2

50,5

5523,4

2790,8

2732,6

49,5

114,6

в том числе,

 за отопление

2436,2

0

-

-

2732,51

0

-

-

-

                Данные таблицы показывают, что в июле плата за коммунальные услуги значительно ниже платы в январе, что обусловлено отсутствием в летние месяцы платы за отопление.

В весенний и осенний период одного календарного года плата за коммунальные услуги ниже, чем плата в зимние месяцы, в связи с изменением платы за отопление за счет различных по уровню нормативов потребления. Соответственно, некорректным с точки зрения уровня оплаты (высокая или низкая плата) является сравнение платы, например, в январе и октябре месяце одного календарного года.

Тем более некорректным будет сопоставление размеров платы в октябре 2008 и январе 2009 года, так как с января месяца соответствующими регулирующими органами утверждаются тарифы на услуги ресурсоснабжающих организаций, которые выше тарифов предыдущего года в связи с ростом практически всех составляющих в тарифе на фоне имеющейся инфляции и финансового кризиса.

При этом при формировании на 2009 год тарифов, подлежащих регулированию Администрацией города, отдельные расходы были приняты с учетом инфляции на 2009 год на уровне 107,1% согласно сентябрьскому варианту прогнозных показателей Минэконоразвития РФ, в то время как по уточненным в дальнейшем показателям, уровень инфляции в 2009 году будет выше и составит 111 - 112%.

Исключением являются тарифы на электрическую энергию, утвержденные Региональной энергетической комиссией Тюменской области для промышленных потребителей с ростом в среднем 125,2%. Учитывая, что значительную долю этих расходов (до 20,3%) в составе тарифов занимают затраты на электроэнергию, увеличение этих тарифов в существенной степени обусловило рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Уровень рентабельности в тарифах муниципальных предприятий «Горводоканал» и «Городские тепловые сети» по услугам водоснабжения варьируется от 3,3 до 6,9%, а по водоотведению составляет 11,6%, что не превышает уровень рентабельности, определенный муниципальным правовым актом.

В отношении влияния происходящего процесса уменьшения цен на ГСМ отмечаем, что муниципальные предприятия собственным транспортом практически не располагают, а пользуются услугами сторонних организаций частных форм собственности. Соответственно, этим организациям за оказанные услуги оплата осуществляется в рамках договорных отношений. Сторонние организации самостоятельно повышают тарифы на свои услуги, причем на уровень, который значительно превышает уровень инфляции. Так, на 2009 год по услугам сторонних организаций Администрацией города принят уровень инфляции 107,1 против обозначенного этими организациями уровня 110-120%. Следовательно, можно сделать вывод, что суммы расходов приняты в состав тарифов с учетом снижения цен на ГСМ.

Следует отметить, что согласно существующей в городе технологической схеме водоснабжения плата для граждан за эти услуги складывается из тарифов двух организаций: полный комплекс услуг (подъем, очистка и транспортирование воды) СГМУП «Горводоканал» и услуга по транспортированию воды СГМУП «Городские тепловые сети». На 2009 год для СГМУП «Городские тепловые сети» тариф оставлен на уровне 2008 года.

С точки зрения уменьшения Администрацией города административным методом тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 10%, отмечаем, что Администрацией города установлены экономически обоснованные тарифы, а применение такого подхода по снижению расходов чревато невыполнением всех необходимых работ по поддержанию оборудования в работоспособном, исправном состоянии, что, в свою очередь, не позволит осуществлять обеспечение граждан коммунальными услугами надежном и бесперебойном режиме.

Содержание и ремонт жилого помещения

В отношении платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирным доме, считаем необходимым отметить следующие основные моменты.

В связи с вступлением в силу с марта 2005 года Жилищного кодекса РФ изменились подходы в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, система взаимоотношений собственников жилых помещений с организациями, обслуживающими жилые дома. Иначе, Жилищным кодексом РФ урегулировано одно из направлений проводимой государством реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Благодаря этой реформе, собственникам жилых помещений предоставлены права по решению вопросов по выбору способа управления жилым домом, по определению состава и периодичности выполнения работ и услуг по обслуживанию и ремонту дома и размера их финансирования.

За органами местного самоуправления закреплены полномочия по установлению размеров платы только для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом и (или) не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт.

Таким образом, собственники жилых помещений, которые выбрали способ управления жилым домом с привлечением управляющей организации, вправе самостоятельно по согласованию с этой организацией определиться с вопросом по уровню платы за услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.

Решение вопросов как по выбору способа управления жилым домом, так и определению состава и периодичности выполнения работ и услуг, уровня оплаты за эти услуги оформляется протоколом общего собрания собственников жилых помещений. При этом Жилищным кодексом РФ определено, что решение этих вопросов может осуществляться в форме заочного голосования.

Решение по уровню оплаты за содержание и ремонт принимается большинством голосов при наличии кворума собрания собственников, т.е. если в этом собрании приняло участие более чем 50% от общего числа собственников.

С ноября 2008 года постановлением Администрации города от 16.10.2008 № 3851 установлены размеры платы для муниципального жилищного фонда, в состав которого входят в основном общежития, деревянные жилые дома и, так называемый временный жилищный фонд, со значительными сроками эксплуатации.

Обслуживание таких видов жилищного фонда является более затратным нежели обслуживание жилых домов в капитальном исполнении, так как при формировании размеров платы применяются нормы и нормативы Госстроя РФ, согласно которым для домов со сроками эксплуатации свыше 10 лет применяются повышающие коэффициенты.

В свою очередь, плата определенная собственниками, может отличаться от размера платы, установленного Администрацией города для нанимателей муниципального жилищного фонда, как в меньшую, так и в большую сторону, в зависимости от состава и периодичности выполнения работ, предложенного управляющей компанией.

На основании изложенного логичным будет вывод, что собственникам необходимо более активно пользоваться своими правами, закрепленными Жилищным кодексом РФ и решать все вопросы с управляющими организациями, в том числе по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения.

В отношении применения управляющими организациями данного постановления, сообщаем, что это постановление содержит перечень размеров платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений многоквартирных домов (приложение 2), исходя из которых управляющие компании смогут исчислить плату для собственников жилых помещений.

Применяя этот перечень, управляющие компании должны сформировать плату по каждому конкретному жилому дому в зависимости от степени благоустройства, конструктивных особенностей, наличия общедомовых приборов учета и прочих особенностей. В свою очередь, управляющие компании в обязательном порядке должны выполнить требования Жилищного кодекса РФ, а именно, вопрос об установлении размера платы решить на общем собрании собственников жилых помещений и оформить протоколом принятое решение.

 

Следует отметить, что согласно Жилищному Кодексу РФ плата за содержание и текущий ремонт, включается в состав платы за услуги по захоронению твердых бытовых отходов, хотя регулирование тарифов на эти услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Администрацией города (департаментом по экономической политике и департаментом городского хозяйства) в целях разъяснения вопросов применения постановления о размерах платы № 3851 было проведено совещание с участием представителей управляющих организаций и товариществ собственников жилья.

 

Департамент по экономической политике

Полезные ссылки