Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | Сегодня
RSS
Версия для слабовидящих

Решения Думы города

№ 137-IIГД от 30.12.1998 Об утверждении Временного порядка накопления,хранения,транспортировки, захоронения и утилизации отходов

30 Декабря 1998
     Рассмотрев представленные Департаментом по  землепользованию,           
природопользованию и экологии материалы, городская Дума РЕШИЛА:              
                                                                             
     1. Утвердить Временный порядок накопления,  хранения,  транс-           
портировки, захоронения и утилизации отходов согласно приложению.            
                                                                             
     2. Поручить Департаменту по землепользованию,  природопользо-           
ванию и  экологии  организовать подготовку нормативных документов,           
необходимых для функционирования  Временного  порядка  накопления,           
хранения, транспортировки, захоронения и утилизации отходов.                 
                                                                             
     3. Опубликовать   Временный   порядок  накопления,  хранения,           
транспортировки, захоронения и утилизации отходов в печати.                  
                                                                             
                                                                             
                                                                             
Мэр города                                             А.Л.Сидоров           
                                                                             
                                          Приложение                         
                                          к решению городской Думы           
                                          от  30.1298  N 137-IIГД            
                                                                             
                                                                             
              Временный порядок накопления,хранения,                         
        транспортировки, захоронения и утилизации  отходов                   
                                                                             
                                                                             
     Содержание                                                              
                                                                             
    1. Общие положения.                                                      
    2. Экологические требования по обращению с  отходами производ-           
       ства и потребления.                                                   
    3. Нормирование размещения отходов производства и потребления.           
    4. Предоставление услуг по вывозу твердых и жидких бытовых от-           
       ходов.                                                                
    5. Выдача разрешений на размещение отходов производства и                
       потребления.                                                          
    6. Размещение отходов на полигоне ТБО.                                   
    7. Управление  отходами.                                                 
    8. Экологический  контроль за обращением  отходов                        
    9. Административная ответственность за несоблюдение требований           
       по обращению отходов                                                  
   10. Возмещение вреда, причиненного нарушением требований по об-           
       ращению отходов                                                       
   11.Термины и определения                                                  
                                                                             
                                                                             
                                                                             
     1.   Общие положения                                                    
                                                                             
     1. Временный порядок накопления,  хранения,  транспортировки,           
захоронения  и утилизации отходов распространяется на предприятия,           
организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомс-           
твенной принадлежности, физических лиц, а также иностранных юриди-           
ческих и физических лиц (далее по тексту  -  природопользователи),           
осуществляющих любые виды деятельности на территории города Сургу-           
та,  в результате которых образуются, используются, обезвреживают-           
ся,  складируются и захораниваются отходы производства и потребле-           
ния  за  исключением  радиоактивных  отходов.   Специализированные           
предприятия,  осуществляющие производственную деятельность с целью           
размещения отходов,  также являются природопользователями и на них           
распространяются  требования  Закона  РСФСР от 19.12.91 N 2060-1(в           
ред.  от 02.06.93) "0б охране окружающей природной среды", настоя-           
щий Временный порядок, а также нормативные акты  администрации го-           
рода.                                                                        
                                                                             
     2. Временный порядок предназначен для регулирования отношений           
между  органами  местного самоуправления,  природопользователями и           
специально уполномоченными государственными органами по охране ок-           
ружающей среды,  охватывает все виды деятельности, связанные с об-           
разованием,  сбором,  хранением,  переработкой, транспортировкой,            
захоронением отходов производства и потребления (далее по тексту -           
обращение с отходами).                                                       
                                                                             
     3. Временный порядок обязателен для руководства в деятельнос-           
ти  всех  природопользователей,  органов местного самоуправления и           
специально уполномоченных органов по охране окружающей среды.                
                                                                             
     4. Во Временном порядке применяются единые термины и  опреде-           
ления.                                                                       
                                                                             
     II. Экологические  требования  к  обращению с отходами                  
         производства и потребления                                          
                                                                             
     1. Сбор,  накопление,  хранение и первичная обработка отходов           
является неотъемлемой составной частью технологических  процессов,           
в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в технологи-           
ческих регламентах и  другой  нормативно-технической  документации           
природопользователей.                                                        
                                                                             
     2. Природопользователь обязан:                                          
     - принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей сре-           
ды и сбережение природных ресурсов меры к обращению с отходами;              
     - соблюдать действующие экологические,  санитарно-эпидемиоло-           
гические, технологические нормы и правила при обращении с  отхода-           
ми;                                                                          
     - осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их ви-           
дам (жидкие, твердые, пастообразные), классам опасности (1-4 клас-           
сы) для того, чтобы обеспечить их использование в качестве вторич-           
ного сырья, переработку и последующее размещение;                            
     - обеспечивать условия содержания,  при необходимости времен-           
ного  накопления  отходов на промышленной площадке (до момента ис-           
пользования отходов в последующем технологическом цикле  или  нап-           
равления на объект для размещения), при которых отходы не оказыва-           
ют вредного воздействия на состояние окружающей среды  и  здоровье           
людей;                                                                       
     - обеспечивать выполнение установленных нормативов предельно-           
го размещения отходов;                                                       
     - оформлять в установленном порядке разрешение на  размещение           
отходов, независимо от того на собственном или арендованном объек-           
те они размещаются.                                                          
                                                                             
     3. Деятельность природопользователя должна быть направлена на           
сокращение  объемов (массы) образования отходов,  внедрение безот-           
ходных технологий,  преобразование отходов во вторичное сырье  или           
получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образо-           
вание отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение           
их в соответствии с действующим законодательством.                           
                                                                             
     4. Места  складирования отходов на территории предприятия(ор-           
ганизации, учреждения), их границы (площадь, объем), обустройство,           
а также должностные лица,  ответственные за их эксплуатацию, опре-           
деляются приказом руководителя.                                              
                                                                             
     5. Предельное количество временного накопления отходов, сроки           
и  способы их накопления на промышленной площадке утверждаются Де-           
партаментом по землепользованию, природопользованию и экологии ад-           
министрации города.                                                          
                                                                             
     6. Транспортировка  отходов  должна осуществляться способами,           
исключающими возможность их потери в  процессе  перевозки,создание           
аварийных  ситуаций,  причинение вреда окружающей среде,  здоровью           
людей,  хозяйственным и иным объектам. Транспортировка опасных от-           
ходов  допускается  согласно  действующим инструкциям только соот-           
ветствующе оборудованным транспортом, имеющим специальное оформле-           
ние.                                                                         
                                                                             
     7. Специализированные  предприятия и установки по переработке           
отходов проектируются и эксплуатируются в соответствии  с  нормами           
технологического проектирования,  строительными и санитарными нор-           
мами и правилами, действующим законодательством.                             
                                                                             
     8. Размещение отходов допускается только при наличии у приро-           
допользователя соответствующего разрешения,  которое выдается Сур-           
гутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и  регистри-           
руется  в  Департаменте по землепользованию,  природопользованию и           
экологии администрации города.                                               
                                                                             
     9. Разрешение на размещение отходов выдается природопользова-           
телю  только при обосновании невозможности их переработки (отсутс-           
твие технологии, оборудования и др.)                                         
                                                                             
     10. Выбор места для строительства объектов  по  размещению  и           
переработке отходов производится соответствии с Земельным кодексом           
РСФСР,  утвержденным  ВС  РСФСР  25.04.91  N  1103-1  (в  ред.  от           
24.12.93), Законом   Ханты-Мансийского   автономного   округа   от           
08.06.98 N 43-оз "О земле".                                                  
                                                                             
     11. Объекты по размещению отходов должны  быть  обустроены  и           
эксплуатироваться  в соответствии с проектами,  прошедшими муници-           
пальную, экологическую экспертизу, экологическими, строительными и           
санитарными нормами и правилами.                                             
                                                                             
     12. Строительство и эксплуатация подземных сооружений для за-           
хоронения отходов производства осуществляются в соответствии с ли-           
цензией,  выдаваемой территориальным органом Роскомнедр  по согла-           
сованию с Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей  сре-           
ды, Сургутским центром Госанэпиднадзора.                                     
                                                                             
     13. Отходы I, II, III, а при необходимости и IV классов опас-           
ности можно размещать только на спецпредприятиях,  обустроенных  в           
соответствии со СНиП.  До создания соответствующих спецпредприятий           
на территории города Сургута и Сургутского  района  отходы  должны           
вывозиться на объекты,  расположенные на других территориях, в со-           
ответствии с заключенными договорами.                                        
                                                                             
     14. Не допускается размещение опасных отходов  на  расстоянии           
менее  1 км от границ селитебных зон городов и населенных пунктов,           
в лесопарковых,  курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных           
зонах  и  зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабже-           
ния,  а  также в районах развития геотектонических структур, обра-           
зований  и  процессов.                                                       
     Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования,  под-           
земные водоносные горизонты.                                                 
                                                                             
     15. Природопользователь  в  соответствии с Законом Российской           
Федерации "Об охране окружающей природной среды" и другими  приро-           
доохранными  нормативными  документами  Российской Федерации ведет           
учет наличия,  образования,  поставок,  использования и размещения           
всех видов отходов собственного производства , завозимых со сторо-           
ны, отходов в составе продукции, поставляемой со стороны.                    
                                                                             
     16. Природопользователь предоставляет ежегодный отчет "Об об-           
разовании  и удалении токсичных отходов" по форме N 2тп-(токсичные           
отходы) в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и           
Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии ад-           
министрации города.                                                          
                                                                             
     17. Определение класса опасности отходов,  образующихся и ис-           
пользуемых на предприятии,в организации,  учреждении входит в обя-           
занность природопользователя.                                                
                                                                             
     18. Передача (или получение) отходов от одного природопользо-           
вателя  другому  с  целью  их  использования в качестве вторичного           
сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при на-           
личии соответствующего разрешения на размещение отходов.                     
                                                                             
     III. Нормирование размещения отходов производства и                     
          потребления                                                        
                                                                             
     1. С целью обеспечения экологической безопасности,  недопуще-           
ния  превышения предельно допустимого воздействия отходов на окру-           
жающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей природопользо-           
вателю  устанавливают предельные нормы на образование и размещение           
отходов.  Организацию разработки и утверждения нормативов  объемов           
образования  и размещения отходов  осуществляет Сургутский межра-            
йонный комитет охраны окружающей среды.                                      
                                                                             
     2. Природопользователь обязан разрабатывать  и  предоставлять           
для утверждения в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей           
среды и Департамент по землепользованию, природопользованию и эко-           
логии администрации  города,  согласованные  с  Сургутским центром           
госсанэпиднадзора проекты нормативов предельного размещения  отхо-           
дов.                                                                         
                                                                             
     3. Для  проектируемых  объектов  нормативы размещения отходов           
устанавливаются проектом,  получившим положительное заключение при           
проведении муниципальной и государственной экологической эксперти-           
зы.                                                                          
                                                                             
     IV. Предоставление услуг по вывозу твердых и  жидких                    
         бытовых отходов                                                     
                                                                             
     1. Общие положения предоставления услуг устанавливают:                  
     - права потребителей на получение необходимой  и  достоверной           
информации об исполнителе, качестве оказываемой услуги и соответс-           
твии ее нормативам;                                                          
     - права и обязанности потребителя;                                      
     - обязанности и ответственность исполнителя за качественное и           
своевременное предоставление услуги;                                         
     - механизм реализации предоставления услуг и защиты прав пот-           
ребителя и распространяются на исполнителей (юридических  и  физи-           
ческих лиц)  независимо  от организационно-правовых форм собствен-           
ности и ведомственной принадлежности, деятельность которых направ-           
лена  на оказание услуг по удалению твердых и жидких бытовых отхо-           
дов (далее по тексту - услуг).                                               
1.1. Контроль за выполнением основных положений предоставле- ния услуг возлагается на департаменты жилищно-коммунального хо- зяйства, землепользования, природопользования и экологии админист- рации города, Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды, Сургутский центр санитарно-эпидемиологического надзора,уп- равление внутренних дел города Сургута и Сургутского района. 2. Права и обязанности потребителя 2.1. Потребитель имеет право на получение услуги в соответс- твии с предусмотренным договором сроком, обязательными по качеству или обычно предъявляемыми требованиями и информацией о предостав- ляемой услуге. В случае необоснованного отказа исполнителя от заключения до- говора на оказание услуги и нанесения по этой причине ущерба окру- жающей среде, здоровью потребителя, ущемления его прав потребитель имеет право на возмещение причиненного ущерба. Исполнитель освобождается от ответственности за нанесение причиненного ущерба, если он докажет, что выполнение требуемой от него услуги выходит за рамки его уставной деятельности или произ- водственных возможностей. При заключении договора потребитель имеет право установить срок оказания услуги, исходя из необходимости своевременного уда- ления твердых и жидких бытовых отходов, в соответствии с действую- щими нормативами. 2.2. Срок оказания услуги не может превышать предельный срок удаления твердых и жидких бытовых отходов, установленный Департа- ментом по землепользованию, природопользованию и экологии адми- нистрации города. 2.3. При обнаружении недостатков качества выполненной работы потребитель вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездного устранения недостатков качества оказанной услуги; - соответствующего уменьшения оплаты за оказание услуги ; - возмещения расходов, затраченных на устранение недостатков своими средствами или третьим лицом. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмеще- ния убытков, если в установленный срок недостатки качества оказан- ной услуги не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнару- жены существенные недостатки качества оказания услуги или отступ- ления от выполнения условий договора. Потребитель назначает срок устранения недостатков (но не бо- лее 20 дней), который фиксируется в договоре, подписываемом сторо- нами. 2.4. Потребитель обеспечивает исполнителю свободный доступ к месту производства работ по оказанию услуги, освещение его в тем- ное время суток . Если в результате несоблюдения потребителем указанных требо- ваний произошло нарушение срока и качества оказания предусмотрен- ной договором услуги, ответственность за это нарушение возлагается на потребителя. 2.5.Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время,возместив исполнителю расходы на оказание части ус- луги и прямые убытки, причиненные в результате расторжения догово- ра. 3. Обязанности и ответственность исполнителя. 3.1.Исполнитель обязан обеспечить выполнение услуги в соот- ветствии с требованиями нормативов, предусмотренными договором ус- ловиями, сроком, качеством и информацией о предоставляемых услу- гах. 3.2.Исполнитель, оказывающий услугу, обязан: - иметь вывеску с указанием наименования (если оно имеется), профиля и форм организации его деятельности, юридического адреса и режима работы; - предоставлять потребителю необходимую и достоверную инфор- мацию об услуге, порядке ее оказания и оплаты. 3.3. У исполнителя в удобном для ознакомления месте должны находиться: - лицензия на право оказания услуги ; - сведения о вышестоящей организации (для муниципальных предприятий) или о собственнике (для предприятий других форм собственности); - правила предоставления услуг по удалению твердых и жидких бытовых отходов; - правила, состав и форма, предельные сроки предоставления услуги,других сопутствующих услуг, предоставляемых по желанию пот- ребителя; - сведения о льготах, предусмотренных законодательством Рос- сийской Федерации, актами органов местного самоуправления для от- дельных категорий потребителей, об органе по защите прав потреби- телей при местной администрации; - прейскуранты (выписки из прейскурантов) цен на предоставля- емые услуги; 3.4. Исполнитель обязан обеспечивать соблюдение режима рабо- ты, установленного решением органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) или собственника (для предприятий дру- гих форм собственности). 3.5. Исполнитель несет ответственность в виде: - неустойки за нарушение сроков, качества оказания услуги и устранение недостатков; - возмещения убытков за невыполнение своих обязательств перед потребителем; - возмещения вреда, причиненного жизни,здоровью и имуществу потребителя; - возмещения морального ущерба. 3.6. При нарушении срока выполнения услуги или устранения не- достатков качества оказанной услуги исполнитель обязан выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере трех процентов от стоимости услуги. При невыполнении исполнителем условий договора о предоставле- нии дополнительных услуг потребителю возвращается дополнительная плата в полном объеме. 3.7. Моральный ущерб, нанесенный потребителю вследствие нару- шения исполнителем его прав, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.92 N2300-1 (в ред.от 09.01.96) "О защите прав потребителей", подлежит возмещению исполнителем (при наличии его вины). Размер возмещения ущерба определяется решением суда, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 3.8.Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге, а также об исполнителе повлекло за собой по- лучение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, нанесение вреда окружающей среде или жизни, здоровью, имуществу потребителя последний вправе расторгнуть договор, потребовать возмещение причиненных ему убытков в соответствии с законодатель- ством Российской Федераций. V. Выдача разрешений на размещение отходов производства и потребления 1. Разрешение (отказ) на размещение отходов выдается природо- пользователю Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и согласовывается с Департаментом по землепользованию, при- родопользованию и экологии в месячный срок, считая с момента полу- чения всех документов от природопользователя. В отдельных случаях по особо крупным объектам срок может быть продлен до двух месяцев. 2. В разрешении определяются объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека. Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов, планов меропри- ятий по их выполнению и характеристик объектов по размещению отхо- дов. 3. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год. 4. Для получения разрешения на размещение отходов природо- пользователь обязан предоставить в Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию, приро- допользованию и экологии администрации города следующие документы: - заявку на размещение отходов; - лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период; - перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению; - плановые мероприятия по выполнению лимита размещения отхо- дов; - характеристику объектов, на которых предполагается разме- щать отходы; (представляется на каждый собственный или арендуемый объект, в т.ч. расположенный на территории предприятия); - копию договора с администрацией объекта рекомендуемой формы (в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю). 5. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации природопользователь несет ответственность за достовер- ность информации,обосновывающей деятельнность с целью размещения отходов. 6. Выдача разрешения не освобождает природопользователя от обязанности поиска потребителей, для которых данные виды отходов могут являться сырьевыми ресурсами, или разработки технологий, сокращающих объемы образования отходов, а также выполнения мероп- риятий по организации, строительству и повышению эффективности эксплуатации объектов по размещению отходов. 7. В случаях угрозы загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации объекта по размещению отходов, выхода из строя его или его сооружений (меха- низмов), нарушающих нормальный режим эксплуатации, аннулируется разрешение на размещение отходов согласно решения органа, выдавше- го данное разрешение, VI. Размещение отходов на полигоне ТБО 1. На полигон твердых бытовых отходов вывозятся отходы из жи- лых домов,административных и общественных зданий, предприятий тор- говли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, стро- ительный мусор и некоторые виды твердых инертных промышленных от- ходов, не обладающие токсичными и радиоактивными свойствами. Учет количества доставляемых ТБО ведется по объему в специ- альном журнале приема твердых бытовых отходов, хранимом на полиго- не. 2. На полигон ТБО запрещается прием химически и эпидемически опасных жидких и пастообразных отходов. При нарушении транспортные средства с такими отходами задер- живаются экологической милицией, а сведения о происшествии немед- ленно передаются в Сургутский межрайонный комитет охраны окружаю- щей среды и Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города для принятия решения. 3. Обезвреживание трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов производится на скотомогильниках, утилизационных заводах с применением термической обработки, в специальных биотер- мических камерах в соответствии с действующими правилами ветери- нарно-санитарной службы. 4.Обезвреживание отходов лечебных учреждений (хирургических больниц и отделений, родильных домов, инфекционных больниц и дру- гих) регламентировано "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест", утвержденными 21.04.81 N 2388-81. 5. На полигоне запрещается сбор вторичного сырья и размещение приемных пунктов вторичного сырья от учреждений и населения. 6. Складирование ТБО допускается только в местах, определен- ных рабочей картой, с уплотнением слоями высотой 0.2-0.5 м с по- мощью бульдозера или катка. Промежуточная или окончательная изоля- ция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом или другим инерт- ным материалом. Слой промежуточной изоляции должен достигать при уплотнении RAN бульдозером высоты в 0.25 м, при уплотнении специ- альными катками до плотности не менее 750 кг/м3 - 0.15 м. 7. Переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, выпадающих при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещении бульдозерами в места, определенные рабочей картой, устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендику- лярно направлению господствующих ветров, 8. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задержива- емые переносными сетчатыми ограждениями, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта. 9. Регулярно подлежат очистке от мусора перехватывающие об- водные каналы, предназначенные для отвода поверхностных и грунто- вых вод в открытые водоемы. 10. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтопредприятия проводится осмотр территории сани- тарно-защитной зоны и земель, прилегающих к подъездной дороге. В случае выявления их загрязнения проводится тщательная уборка и вы- воз смета мусора на рабочие карты полигона. 11. На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО, а в случае их самовозгорания осуществляются противопожарные меры безопасности (увлажнение, изоляция инертным слоем грунта, уп- лотнение механическими дорожными катками). 12. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на проектную высоту. 13. Последний слой отходов перед закрытием полигона оконча- тельно перекрывается наружным и изолирующим слоями грунта. 14. При окончательной планировке наружного изолирующего слоя необходимо следить за тем, чтобы имелся скат к краям полигона, не было понижений для застоя воды. 15. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определя- ется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии. 16. Откосы полигона непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя необходимо озеленять в виде террас для защиты от выветривания или смыва грунта. Выбор видов деревьев и кустарни- ков определяется местными условиями. Рекомендуются, как правило, хорошо приживающиеся в этих условиях береза, ольха, тополь, таль- ник, которые способствуют рекультивации почвы и созданию нормаль- ной лесной подстилки. 17. Технологический контроль за приемом на полигоны ТБО и не- которых нетоксичных промышленных отходов осуществляется в соот- ветствии с утвержденными инструкциями лабораторной службой предп- риятия, эксплуатирующего полигон. 18. Лабораторная служба согласно утвержденному графику систе- матически контролирует фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон, соблюдение режимов мытья контейнеров и автотранспорта, состояние загрязнения b,.ad`-.#. воздуха, воды открытых водоемов, динамику загрязнения подземных вод в рабочей зоне полигона и в границах санитарно-защитной зоны. 19. Центр санитарно-эпидемиологического надзора в городе Сур- гуте не менее двух раз в год обеспечивает: - текущий санитарный надзор за эксплуатацией полигонов ТБО, руководствуясь списком предельно допустимых концентраций химичес- ких веществ в почве N 2264-80 и в соответствии с "Оценочными пока- зателями санитарного состояния почвы населенных мест" N 1739-77; - лабораторный контроль за уровнем химического и бактериоло- гического загрязнения грунтовых вод путем отбора проб воды из контрольных скважин полигона и проб воды из открытых водоемов, расположенных в зоне возможного влияния полигона ТБО; - контроль за санитарным режимом работы бытовых помещений для обслуживающего персонала и обеспечением их средствами индивидуаль- ной защиты по безопасности труда. VII. Управление отходами 1.Для эффективности процесса управления отходами рекомендуют- ся следующие циклы: 1.1. Планирование: - стратегическое; - тактическое; - оперативное. 1.2. Контроль - внешний; - внутренний; - стационарный; - летучий; - фильтрующий. 2. Стратегическое планирование (глубина планирования 15 лет) осуществляют: - городская Дума; - администрация города; - градообразующие предприятия. 3. Городская Дума утверждает: - финансовые расходы на обеспечение выполнения плана по стро- ительству объектов, осуществляющих оборот отходов; - программу обучения населения оптимальному обращению с отхо- дами. 4. Администрация города утверждает: - перечень вводимых объектов, обеспечивающих оптимальный обо- рот отходов; - прогноз объемов и состава отходов с учетом строящегося жилья и создания предприятий; - разрабатывает проекты документов, утверждаемых городской Думой; - проект бюджета для строительства объектов обеспечивающих оборот отходов. 5. Градообразующие предприятия разрабатывают и утверждают ме- роприятия по улучшению оборота отходов. 6. В тактическом планировании (глубина 1 год) принимают учас- тие: - городская Дума; - Департамент по землепользованию, природопользованию и эко- логии; - Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Городская дума утверждает: - план социально - экономических мероприятий по обороту отхо- дов; - нормативные акты, обеспечивающие оптимизацию оборота отхо- дов. Вышеуказанные департаменты администрации города разрабатывают документы для утверждения городской Думой, включающие в себя, в том числе, план капитального строительства объектов хранения, ути- лизации отходов, план разработки законодательных актов местного уровня, план - финансирование затрат, связанных с оборотом отхо- дов. Администрация города утверждает прейскуранты (калькуляции), связанные с оборотом отходов, годовую сводную смету затрат по сбо- ру, перемещению, утилизации отходов. Предприятия, осуществляющие сбор, перемещение, утилизацию от- ходов, составляют годовые планы работ, в т.ч. годовые графики экс- плуатации полигона ТБО. Оперативное планирование осуществляется службами Департамента жилищно - коммунального хозяйства, в том числе, в части выделения транспорта, механизмов для уборки снега и очистки от снега дороги на полигон ТБО. 7. За соблюдением технологии и организации сбора, перемеще- ния, утилизации отходов осуществляются следующие виды контроля: - внешний; - внутренний; - стационарный; - летучий; - фильтрующий. Внешний контроль на предприятиях, осуществляющих сбор,переме- щение, утилизацию отходов, выполняют: - структурные подразделения администрации города (департамен- ты жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, природополь- зования и экологии, управление финансов, управление внутренних дел города Сургута и Сургутского района); - Сургутский межрайонный комитет по охране окружающей среды; - Центры Госсанэпидемнадзора. Параметры этого вида контроля - соответствие хода работ пла- нам, соблюдение действующих нормативных документов. Внутренний контроль осуществляют руководители предприятий и ответственные за оборот отходов специалисты. Стационарный контроль осуществляют: - дворники ЖЭУ при загрузке мусоровозов; - сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения на постах; - специалисты предприятия, эксплуатирующего полигон при ре- гистрации и учете поступающих ТБО; - служащие надзорных органов при регулярных проверках предп- риятия. Летучий контроль осуществляют: - сотрудники экологической милиции; - сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения; - сотрудники дорожно-патрульной службы; - участковые милиционеры; - совместные группы из числа служащих администрации города, экологической милиции, надзорных органов (в части проверки соблю- дения мусоровозами маршрутных карт вывоза отходов, дежурств у не- санкционированных свалок). Фильтрующий контроль осуществляется при отводе земель,экспер- тизе проектов и лицензировании предприятий, работающих с отходами. Заседания экспертных комиссий, на которых рассматриваются проекты строительства объектов по размещению и переработке отхо- дов, размещаемых в городской черте и оказывающих воздействие на состояние окружающей природной среды города, проводятся с участием экспертов, назначенных Департаментом по землепользованию, природо- пользованию и экологии и Госсанэпиднадзора города Сургута. VIII. Экологический контроль в системе обращения с отходами 1.Экологический контроль за всеми видами хозяйственной дея- тельности в системе обращения отходов осуществляется на основании ст.68,69,70,71 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 (ред. 02.06.93) "Об охране окружающей природной среды". 2.Экологический контроль производится Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды, Департаментом по землепользова- нию, природопользованию и экологии, а также экологическими служба- ми предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют производственный экологический контроль. 3.Экологический контроль в области обращения отходов включа- ет: - анализ существующих производств с целью выявления возмож- ностей и способов уменьшения количества и степени опасности обра- зующихся отходов; - проверку порядка и правил обращения с .be.$ ,(, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и догово- рами о контроле за трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов; - проверку выполнения мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезврежива- ния отходов, лимитов размещения отходов; - соответствие массы размещаемых отходов выданным разрешени- ям; - проверку обеспечения безопасности окружающей среды и здо- ровья населения при эксплуатации объектов размещения отходов; - анализ информации о процессах, происходящих в местах разме- щения отходов. 4.Экологические службы контроля предприятий, организаций и учреждений согласуют с Сургутским межрайонным комитетом охраны ок- ружающей среды места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок предоставления информации о размещении отходов. 5.Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи и конт- рольных талонов приема отходов. 6. Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и департаменты по землепользованию природопользованию и экологии, жилищно-коммунального хозяйства администрации города осуществляют контроль за состоянием природоохранной деятельности в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, рез- ком ухудшении экологической обстановки и по сигналам, поступившим от граждан и организаций. 7.При контроле за размещением отходов производится измерение массы (объемов) отходов, определение концентраций веществ, содер- жащихся в них, и установление по этим данным массы отходов в пери- од времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными нормативами в разрешении на размещение отходов. 8. Исходными данными для определения фактической массы объ- емов размещаемых отходов служат: - данные материального баланса на единицу выпускаемой продук- ции и инструментальные замеры; - установленные нормативы образования и использования отхо- дов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции; - данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год. 9. Фактическая масса(объем) отходов, принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в уста- новленном порядке в специальном журнале. Выписка из журнала ежек- вартально передается в Сургутский межрайонный комитет охраны окру- жающей среды и Департамент по землепользованию природопользованию и экологии. При необходимости перевода объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода. 10. Должностные лица Сургутского межрайонного комитета охраны окружающей среды и Департамента по землепользованию природопользо- ванию и экологии в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке: - проводить проверки предприятий и объектов по всем видам де- ятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения; - давать обязательные для исполнения предписания о приоста- новке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасно- го обращения с опасными отходами, в случае необходимости приоста- навливать работы; - аннулировать по согласованию с органами, участвующими в оформлении разрешения, или приостанавливать действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случаях на- рушений условий его действия, а также при возникновении опасности аварий, причинения вреда окружающей природной среде; - привлекать в установленном порядке виновных лиц к адми- нистративной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственнос- ти в народный суд, предъявлять иски в арбитражный суд о возмещении ущерба и убытков, причиненных окружающей природной среде. 11. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкци- онированных местах, определяется Сургутским межрайонным комитетом охраны окружающей среды и Департаментом по землепользованию приро- допользованию и экологии администрации города расчетно или инстру- ментальным замером. Регистрацию фактов самовольного размещения отходов в несанк- ционированных местах ведут Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Департамент по землепользованию природопользо- ванию и экологии в специальном журнале. Сургутский межрайонный комитет охраны окружающей среды и Де- партамент по землепользованию природопользованию и экологии решают вопрос о приостановке самовольного размещения отходов и передают материалы в экологическую милицию для проведения оперативно - ро- зыскной работы. IX. Административная ответственность за несоблюдение требований по обращению отходов 1.Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно-правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, несут ответственность в установленном законодательством порядке. X. Возмещение вреда, причиненного нарушением требований обращения с отходами Причиненный вред возмещается нарушителем в установленном по- рядке на основе расчетов по методике исчисления размера ущерба, а при ее отсутствии - по фактическим затратам на восстановление на- рушенного состояния природной среды с учетом нанесенных убытков. XI. Термины и определения Отходы - отходы производства и потребления, образую- щиеся в народном хозяйстве. Отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, производства образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче по- лезных ископаемых, побочные и попутные про- дукты, отходы сельского хозяйства, тара и упаковка. Отходы - изделия и материалы, утратившие свои потреби- потребления тельские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, образую- щиеся в результате жизне - деятельности лю- дей. Размещение - любая операция по хранению и захоронению (удаление) отходов. отходов Хранение - изоляция с учетом временной нейтрализации (складирование) отходов,направленная на снижение опасности отходов для окружающей среды, с установлением срока нахождения в местах складирования. Захоронение - изоляция отходов, направленная на исключение отходов попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов. Использование - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в (переработка, целях получения различных видов продукции утилизация) (работ) путем их переработки или непосред- ственно. Лимит на разме- - предельно допустимое количество отходов щение отходов конкретного вида,которые разрешается размещать определенным способом на установ- ленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Неиспользуемые - вторичные материальные ресурсы, возможность отходы дальнейшего использования которых в настоящее время отсутствует. Опасные - отходы, которые в силу их реакционной способ- отходы ности или токсичности самостоятельно или при вступлении в контакт с другими отхо- дами и окружающей средой представляют непос- редственную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды Трансграничная - внешняя:любое перемещение отходов из района, перевозка находящегося под национальной юрисдикцией отходов одного государства,в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией дру- гого государства; внутренняя: любое перемещение отходов по тер- ритории Российской Федерации из одной респуб- лики, края, области, автономного образования в другие. Природо- - предприятия, учреждения, организации, ино- пользователи странные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Потребитель - предприятие, гражданин, кондоминимум. Спецпредприятия - предприятия по переработке или утилизации отходов. Специально - Сургутский межрайонный комитет по охране уполномоченные окружающей среды , Департамент по органы по охране землепользованию и экологии ,Сургутский окружающей среды центр госсанэпиднадзора, отделение экологи- ческой милиции. Объекты для - полигоны по обезвреживанию и захоронению размещения промышленных и бытовых отходов, шламонакопи- отходов тели,хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; - санкционированные свалки (существующие пло- щадки) разрешенные органами местного самоуп- равления для размещения промышленных отходов, не обустроенные в соответствии с требованиями СНиП, являющиеся временными, подлежащими обустройству в соответствии с указанными тре- бованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП. Разрешение на - документ, который устанавливает объем (массу) размещение размещения отходов на конкретных объектах, отходов сроки хранения и другие условия, обеспечиваю- щие охрану окружающей среды и здоровья чело- века, с учетом утвержденных лимитов размеще- ния отходов и характеристики объектов для размещения отходов. Несанкциони- - территории,не предназначенные для размещения рованные места отходов. размещения отходов Временное - хранение отходов на территории предприятия в накопление специально обустроенных для этих целей местах отходов на до момента их использования в последующем промплощадке технологическом цикле или отправки на перера- ботку на другое предприятие или на объект для размещения отходов (является временной мерой). Предельные количества единовременного на- копления отходов, сроки и способы их накопле- ния утверждаются Сургутским межрайонным коми- тетом охраны окружающей среды и согласовыва- ются Департаментом по землепользованию, при- родопользованию и экологии администрации го- рода.  

Полезные ссылки